Русская жанровая
картина и рисунок
второй половины ХIХ века в собрании
Радищевского музея
Приклонская В.В.

Вторая половина ХIХ века — время, наиболее широко отображённое в русском изобразительном искусстве благодаря необыкновенной популярности бытовой живописи. Внимание к «общеинтересному в жизни» (Н.Г. Чернышевский) связано с социально-экономическими преобразованиями в России — «великими реформами» Александра II 1860-1870-х годов. Современный человек в многообразных проявлениях его частной и общественной жизни стал предметом живого интереса русских художников. В них общество видело своих летописцев, которые «возвысятся в представлении обыденных сцен до пафоса истории, оставив ей только священные сюжеты»1. Широкую панораму жизни того времени представляют произведения из собрания Саратовского Радищевского музея. Это большие многофигурные композиции из жизни крестьянства и камерные сцены быта горожан, отражающие бытие людей российского государства в горе и в радости, написанные как корифеями русского искусства, так и малоизвестными художниками.

Коллекция жанровой живописи и рисунка русской школы II половины ХIХ века, как и все «исторические» части собрания, несет на себе отпечаток личности основателя музея, художника-пейзажиста А.П. Боголюбова. Было бы очень заманчиво начать представление произведений бытового жанра с фразы: «с этой картины» (или рисунка) началась коллекция Боголюбова, составившая основу собрания музея«. Увы! Красивая параллель с П.М. Третьяковым и императором Александром III, начавших коллекционирование с приобретения именно жанровых картин и организовавших два самых известных музея русского изобразительного искусства, не складывается. Если и существовала такая ПЕРВАЯ картина, то она вероятнее всего относилась бы к пейзажу. Тем ни менее, при понятном предпочтении картин природы у Боголюбова было много жанровых работ. Из его парижской квартиры в Саратов прибыли полотна знаменитых мастеров бытового жанра К.А. Трутовского, М.П. Клодта, К.А. Савицкого и ранняя картина художника-сказочника В.М. Васнецова. Весома часть произведений авторов, работавших в других жанрах, но которых не обошёл интерес к бытописательству: анималиста Н.Е. Сверчкова, мариниста А.К. Беггрова, мастера религиозно-исторической картины В.П. Верещагина, пейзажиста Н.Е. Маковского и других.

Коллекция Боголюбова складывалась естественным течением жизни профессионального художника — в результате обмена с друзьями «по цеху». Но после того, как в голове художника, по его словам, «засел гвоздь создания Радищевского музея»2, процесс собирательства стал более осознанным и целенаправленным. Боголюбовым были привлечены серьезные силы в среде коллекционеров и любителей искусства. Дарителями Радищевского музея были крупные российские художественные организации. Полотна И.А. Корзухина и В.И. Позднеева выделила из своего фонда Императорская Академии художеств. В составе подаренного Товариществом передвижников альбома рисунков находились графические реплики знаковых жанровых картин И.Е. Репина и И.Н. Крамского. Начальный период формирования коллекции отмечен поступлением карандашного эскиза крупнейшего русского бытописателя В.Г. Перова. Её пополнению поспособствовали и саратовцы: один из самых заметных жанристов второй половины XIX века, член Петербургской Артели художников Ф.С. Журавлев и глава местной художественной школы, представитель позднего передвижничества В.В. Коновалов.

В музейной коллекции преобладают работы описательно-поэтизирующего, а не обличительного характера. Живописные и графические произведения скорее «рисуют жизнь», отчасти «объясняют» её, и очень редко — «произносят приговор над её явлениями». Произведения высокой идейно-художественной значимости, обладавшие общественным резонансом, «оседали» в столицах, в первую очередь в коллекции П.М. Третьякова, формирование которой имело программную направленность. Общей картины не изменили и поступления послереволюционного времени. Реквизиции из местных частных собраний и перераспределения через Государственный Музейный Фонд обогатили музейную коллекцию работами прекрасных художников московской жанровой школы (И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, А.П. Рябушкин), а также основателя Товарищества передвижников Г.Г. Мясоедова, мастера гротеска в жанре Л.И. Соломаткина, «изобразителя охотничьих сцен» П.П. Соколова. Позднее жанровые композиции русских художников поступали лишь эпизодично.

Предлагаемый вашему вниманию аннотированный каталог представляет жанровые произведения, выполненные в технике живописи и оригинальной графики. В каталог не вошли монографические части коллекции — работы Ф.А. Бронникова, многочисленные произведения пейзажно-жанрового характера А.П. Боголюбова, а также большой блок подготовительных рисунков К.А. Савицкого к первому варианту картины «На войну» (1880).


1П.П. Выставка в Императорской академии художеств // Иллюстрация. 1861, № 186. С. 171.
2Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2006. Стр. 213.