Чай помещика в роще. До 1885
Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич. 1838-1898
Бумага, карандаш итальянский 18,4 х 24,1
В творчестве Дмитриева-Оренбургского в равной степени были важны и бытовые картины и батальные сюжеты, которые он выполнял по высочайшим заказам. Интерес к изображению народных сцен проявился у художника рано, еще во время обучения в Академии художеств, где он числился по «отделу духовно-исторических картин». Будучи пенсионером Императорской Академии художеств с 1871 года он должен был один год потратить на обозревание европейских музеев, а остальное время – на изучение народной жизни в России: «…избрав себе преимущественно живопись из русской жизни он намерен заняться этим жанром и за границей, по имеющимся у него рисункам и костюмам». Проживший больше десяти лет в Париже художник, которого приятели называли Дмитрий д’Оренбург, регулярно обращался к темам русской народной жизни, подпитываясь впечатлениями и натурным материалом во время летних поездок на родину. С 1860-х годов Дмитриев-Оренбургский много иллюстрировал, сотрудничая в русских и французских изданиях.
Иллюстративный характер имеет сцена «Чай помещика в роще». Карандашный рисунок тщательно проработан. В подробный рассказ включена социальная проблематика: противопоставление развлекающихся господ и крестьян, пришедших к барину на поклон. На крестьян никто не обращает внимания. Общество занято сельскими забавами: прыжками в стогу сена, разливанием чая, приятными разговорами. Сам помещик рассеянно слушает, покуривая трубку с длинным мундштуком и смотря мимо просителей.
Излишняя описательность, внимание к деталям заслоняют выразительную сторону произведения. Исследователи отмечали, что в «бытовых акварелях, примеры которых хранятся в наших музеях и в частных коллекциях, художник наблюдателен, не больше», что ему не хватало «умения обобщать и заострять».