Перевозка жернова. 1877
Ковалевский Павел Осипович. 1843-1903
Бумага светло-коричневая, сепия, тушь, перо, кисть 12,5 х 20,5 (в свету)
Мотив конской тяги появился в творчестве Ковалевского еще во время учебы в Императорской Академии художеств. В 1868 году он написал картину «Бечевая тяга на реке Ижоре» (Русский музей). В дальнейшем писал много картин, где сюжет разворачивался с участием лошадей, всадников и крестьянских подвод. В 1877 году он написал картину «Перевозка жернова», которая экспонировалась в Парижском Салоне.
Сепия из Радищевского музея, возможно, представляет собой графический вариант картины, сделанный для иллюстрирования в каталоге выставки. Используя штриховку пером разной частоты, художник рисует лошадей, запряженных в сани, которые с напряжением сил толкают сзади крестьяне. Гладкая поверхность льда намечена художником горизонтальными линиями, сгущающимися и пересекающимися в тех местах, где на поверхность падает тень от ног лошадей и людей. Фигуры даны почти силуэтно, но, не смотря на обобщенность форм, можно разглядеть детали одежды на мужиках, особенности крепления жернова к саням, развевающиеся поводья вскинувшей вверх голову лошади.
Картина находилась в собрании купца и коллекционера М.С. Мазурина (местонахождение неизвестно). Ее покупке, возможно, посодействовал А.П. Боголюбов, принимавший участие в судьбе молодого художника и хорошо знакомый с Мазуриным, а рисунок с картины, находившийся в собрании Боголюбова, был подарен в благодарность за хлопоты.