Тяга судов к берегу в Голландии
Сверчков Николай Егорович. 1817-1898
Бумага светло-коричневая, акварель, белила, карандаш графитный 19 х 31,5 (в свету)
Жанровая канва акварельного наброска известного художника-анималиста Сверчкова минимальна. Сюжет конской тяги судов редко встречается в творческом наследии мастера. Известна его акварельная работа «Барка на лошадях» (1886), которая находится в собрании Пермского художественного музея, где сцена разработана Сверчковым более буднично, без той экспрессии, которой наполнено произведение из Радищевского музея.
Главное внимание автора сосредоточено на изображении тяжести труда лошадей, которые как лавина медленно, но неумолимо накатывают из глубины листа. Люди теряются среди их мощных тел. Художник сначала наметил карандашом контуры фигур. Видно, как он работает над положением ног, разворотом корпуса животных, меняя их. Поверх он кладет мазки акварели, используя технику многослойности, и намечает цветовое решение композиции. Лист наполнен необыкновенной силой общего движения через усилие: одни лошади медленно переступают ногами, наклонив корпус вперед, другие вскидывают морду и пытаются выйти из повиновения, как рыжая лошадь в правой части листа, еле сдерживаемая человеком. На контрасте с ней рядом припала к земле белая лошадь, подогнув переднюю ногу.
Акварель находилась в собрании А.П. Боголюбова, который очень тепло отзывался о Сверчкове, отмечая деятельное участие художника-«лошадятника» в организации художественных четвергов. Боголюбов писал о нем, как о «вечно милом, остром рассказчике анекдотов, душе общества».