Псарь. 1860-1870-е
Сверчков Николай Егорович. 1817-1898
Холст, масло. 52 х 81
Общественный интерес к народной жизни, окружение, в которое входил известный поэт-демократ Н.А. Некрасов, оказали сильное влияние на мировоззрение одного из самых известных анималистов второй половины ХIХ века Сверчкова, посвятившего себя изображению «русского быта, охоты и путешествия по России». Обращаясь к жанровой живописи, он останавливался на сюжетах, в разработке которых могли найти применение его знания в области анималистического жанра.
Охотничья тематика в творчестве Сверчкова впервые получила трактовку не как барской забавы, а в восприятии её крестьянством, как промысла и тяжёлого труда. Тема безрадостной повседневной жизни мальчика-псаря раскрывается в неторопливом и немногосложном повествовании, замедленный ритм которого уже сам по себе имеет образный смысл. Одинокая, сиротливая фигура крестьянского мальчика вызывает сочувствие. В изображении понурой лошади и охотничьих собак, которых ведёт на поводу псарь, видно виртуозное мастерство Сверчкова-анималиста.