Общий жертвенный котел в престольный праздник. 1888
Прянишников Илларион Михайлович. 1840-1894
Холст, масло. 114 х 185
Прянишников был одним из первых русских художников, обрисовавший быт, обряды и обычаи Pусского Cевера, мало изученного в то время края. Художника покорила красота природы, архитектуры сурового края. Результатом поездки стали две многофигурные композиции «Спасов день на Севере» (1887, ГТГ) и «Общий жертвенный котёл в престольный праздник», написанный через год. В последней картине общинное начало в крестьянском быту воплощено в обычае бесплатного ужина нуждающимся, когда каждый жертвовал посильно в общий котёл. Тема празднества позволяет широко показать народ. В картине всё неспешно, размеренно - от неторопливого поворота реки до степенных движений крестьян и понурых лошадей. Изображая массу, художник заботится о том, чтобы толпа состояла из живых людей, с их разнообразием внешнего облика, характеров, поведения. Слева группа крестьян у костров, где кипит работа: один мешает в котле варево, другой регулирует огонь. В центре полукругом сидят крестьяне и с интересом слушают монаха-странника. Особенно привлекателен образ девушки, несущей толстые поленья дров для костра, обхватив их тонкими руками.
Красив натюрморт из деревянной посуды и связанных пучками ложек. Яркими бликами солнце играет на их лакированных округлых боках. Эти тщательно отделанные частности первого плана привлекают внимание и выдают в художнике увлечённость местным колоритом, «декоративностью».