В.Д. Поленов «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру…»

17.11.2014
Материалы по теме: 

«У Боголюбова в Париже». Выставка к 190-летию художника;   «У Боголюбова в Париже». Вернисаж;   Боголюбовская мастерская на Рю де Рома;   Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в Париже;   …Под небом Парижа;   ...На вечерах у Виардо…;   …Боголюбову было подарено огромное блюдо…;   От А.П. Боголюбова в библиотеку поступили французские издания...;   В.Д. Поленов «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру…»;   «Общество взаимного вспомоществования русских художников» в Париже;   Франция А.П. Боголюбова ;   Нормандия-Волга

  • В.Д. Поленов. Русская деревня. 1889. СГХМ им. А.Н. Радищева
25.09.2014  —  07.12.2033
 ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Радищевский музей приглашает на выставку «У Боголюбова в Париже». Каждую неделю авторы выставки на страницах портала «Новости Радищевского музея» будут рассказывать истории о событиях из «парижской» жизни знаменитых русских художников, об известных произведениях искусства, об уникальных экспонатах выставки.

Седьмая история В.Д. Поленов. «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру…»

Посетители выставки «У Боголюбова в Париже» могут увидеть известные картины Василия Дмитриевича Поленова из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Радищевского музея и музея-заповедника мастера в Тульской области. Полотна самых разных жанров – исторического, пейзажного, портретного – показывают многогранность дарования художника.

Сын археолога, он с детства увлекался историей. Завещанная ему отцом коллекция древнегреческого и древнеегипетского искусства до сих пор хранится в доме-музее мастера. Когда летом 1872 года Поленов отправился в пенсионерскую поездку по Европе для продолжения обучения, он особенно интересовался старой архитектурой. Мрачно роскошные твердыни средневековых замков рождали в его воображении образы прошлого. В небольшой картине «Аббатство в Редоне» (Между 1873 и 1876. ГРМ) он запечатлел стены монастыря IX века, окрашенные заходящим солнцем в нежные фиолетово-розовые тона.

В 1873 году Поленов обосновался в Париже, где принялся за работу над историческими полотнами. Через три года он получил звание академика живописи за картину «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон» (1875. ГРМ), которую отправил в Академию художеств в качестве отчета о пенсионерской командировке. Она посвящена одному из эпизодов религиозной войны между католиками и гугенотами во Франции XVI века. Вдову адмирала де Колиньи, одного из вождей гугенотов, ведут под арест. Всю оставшуюся жизнь – более 25 лет – она проведет в тюрьме. Хрупкая фигурка женщины в окружении каменных глыб и равнодушных стражников вызывает сочувствие. При этом графиня не теряет достоинства и смело идет вперед. Показатель ее истинного душевного состояния – рука, которая вот-вот сорвется с холодного камня стены.

Завершенная уже в России «Цезарская забава» (1879. ГТГ) рассказывает о тяжкой участи безвестной мученицы, «игрушки» жестокого императора. Автор не ограничивается изображением свирепого тигра, готового разорвать девушку, и вводит в повествование «красноречивые» детали – засохшие пятна крови, человеческий череп и кости.

Эти картины не удовлетворяли самого художника. С юности он мечтал о создании монументального полотна, сравнимого по силе воздействия на зрителя с знаменитым «Явлением Мессии» Александра Иванова. Сестра-близнец Поленова Вера Дмитриевна в одном из писем к брату перечисляет библейские, исторические и бытовые сюжеты, которые могли бы заинтересовать его и послужить основами будущих картин. Нежно любимую и, к сожалению, рано умершую сестру мастер запечатлел в написанном в Париже портрете (1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова).

Однако, проживая во Франции, художник обращался и к другому жанру – пейзажу, которому он поначалу не придавал серьезного значения.

Маленький городок Вёль, находящийся на побережье Нормандии, сыграл важную роль в развитии русской пейзажной живописи. Алексей Петрович Боголюбов рекомендовал посетить это местечко молодым выпускникам Академии художеств, которые продолжали свое обучение во Франции.

Илья Репин, приехавший в Вёль раньше Василия Поленова, настойчиво звал его в этот живописный уголок. В письме к другу он восклицал: «Варвар ты, варвар! злодей ты, злодей! До сих пор тиранишь себя в одухотелом Париже! Как не стыдно. У нас тут благодать […]» (См.: Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания. М., Л., 1948. С. 64). Поленов откликнулся на приглашение и летом 1874 года уехал в Нормандию.

Работавшие в Вёле А.П. Боголюбов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, А.К. Беггров и другие мастера осваивали принципы пленэрной живописи, т.е. живописи на открытом воздухе. Они стремились преодолеть условность в передаче световоздушной среды и изобразить все богатство красок окружающего мира. Для этого необходимо постоянно наблюдать за природой, фиксировать малейшие изменения оттенков цвета предмета, находящегося под воздействием «разлитых» в атмосфере лучей света.

В Вёле палитра Поленова засверкала светлыми переливчатыми тонами. Особенно ярко эти изменения в живописи мастера иллюстрирует маленький этюд «Белая лошадка. Нормандия» (1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова).

Чтобы передать атмосферу яркого солнечного дня, Поленов кладет на холст яркие краски, не приглушая цвет в угоду общей гармонии пейзажа. Автор завороженно наблюдает за игрой света и тени, за мельканием оттенков синего, зеленого, фиолетового и коричневого. Он намеренно пишет лошадь белой масти на фоне белой стены, тем самым усложняя свою задачу. Но именно из-за богатства подмеченных художником оттенков визуального слияния белого тела «модели» с белой стеной не происходит.

Не многим русским пейзажистам до Василия Поленова удавалось так убедительно передать ослепительный свет солнца. Ту же лошадку и так же блистательно запечатлел Илья Репин в своем этюде («Лошадь для сбора камней в Вёле». 1874. СГХМ им. А.Н. Радищева).

В природе Нормандии Поленов «открывает» тихие, уютные уголки, где царит покой и кажется, что время остановилось, давая человеку возможность полюбоваться окружающей красотой, никуда не спеша. Таковы старый парк и мельница у речки в его очаровательных этюдах («В парке. Местечко Вёль в Нормандии». 1874. ГРМ; «Мельница на истоке речки Вёль». 1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова).

Вернувшись в Париж, художник продолжил заниматься исторической живописью. Однако работа на пленэре в Нормандии помогла ему осознать свою склонность к пейзажу.

Тоскуя по родине, Поленов уехал в Россию на два года раньше окончания срока пенсионерской поездки. Вдохновленный природой и архитектурой своей страны, он создал настоящие шедевры пейзажного жанра: «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878), «Заросший пруд» (1879. Все – ГТГ), «Русская деревня» (1889. СГХМ им. А.Н. Радищева). Картину «Русская деревня» автор подарил Алексею Боголюбову, в котором видел прекрасного художника и человека. «Работая с натуры летом вместе с ним и сравнивая свои этюды с его мастерскими произведениями, я научился в несколько часов большему, чем работая месяцы один», – писал Поленов о своем наставнике (См.: Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания. М., Л., 1948. С. 79).

Впоследствии Василий Поленов также будет опекать талантливую молодежь, помогая художникам осознать свой путь в живописи. У Поленова учились К. Коровин, А. Архипов, И. Левитан, А. Головин и другие выдающиеся мастера. В собственной усадьбе на берегу Оки близ Тарусы он устроит музей, где каждый желающий мог увидеть произведения искусства, собранные семьей Поленовых. Это произойдет в 1892 году, спустя семь лет после открытия в Саратове основанного А.П. Боголюбовым Радищевского музея.

В статье использованы репродукции, опубликованные в следующих источниках:

1. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. Каталог. Живопись. М., 2005.

2. Государственная Третьяковская галерея. Живопись второй половины XIX века. Том 4. Книга вторая. Н-Я. М., 2006.

3. Официальный сайт Государственного Русского музея: http://rusmuseum.ru/


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений