Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в Париже

Автор: 
Посохина Марина Владимировна, искусствовед
Дата мероприятия:  25.09.2014  —  07.12.2014
Телефон:  26-16-06
Стоимость билета:  от 50 руб. до 150 руб.
 ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Радищевский музей приглашает на выставку «У Боголюбова в Париже». Каждую неделю авторы выставки на страницах портала «Новости Радищевского музея» будут рассказывать истории о событиях из «парижской» жизни знаменитых русских художников, об известных произведениях искусства, об уникальных экспонатах выставки.

Вторая история «Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в Париже»

Ярким событием в жизни парижского кружка русских художников стало празднование в мастерской Боголюбова нового года – по русскому календарю – 13 января 1875 года. События этого вечера изображены на рисунке Н.Д. Дмитриева-Оренбургского «Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в Париже» из собрания Радищевского музея. Репин, Поленов, Савицкий, Беггров, Дмитриев-Оренбургский и Татищев устроили в честь своего наставника большой праздник.

Торжество началось в 9 часов вечера. Боголюбова встретил старинной святочной песней «Слава на небе солнцу высокому, слава!» хоровод участников в русских, малороссийских, мордовских и кавказских костюмах. Жена художника Дмитриева-Оренбургского, одетая как русская боярышня, поднесла хозяину мастерской хлеб-соль на блюде. После этого присутствующие исполняли хором русские песни, плясали художник Репин с женой. Певец Шукало в чумацком наряде пел малороссийские песни.

Ставились на вечере и комические сценки. В.Д. Поленов писал об этом своим родным: «…через несколько времени входит оборванный мужичонка и просит у хозяина привести медведя, по-заморски обученного, вваливается огромный, совсем как будто настоящий медведь, с козой, с мальчишкой-барабанщиком и начинает выделывать всякие ученые колена. Успех огромный! Аплодисменты не умолкают, даже после того, как медведь, переодетый в свой обычный костюм, вошел в залу». Роль поводыря исполнял художник А.К. Беггров, медведя – польский художник Шиндлер, козы – К.А. Савицкий. После сцен и арий из оперы Ш. Гуно «Фауст» снова – весёлое представление: «Беггров, в нагольном тулупе, в парике и превосходно загримированный Репиным, рассказал очень удачно о том, как Мишка Савин в Белокаменной был и каких он там чудес нагляделся. Его три раза вызывали».

На празднике устроили «живые картины», декорации для которых написали Поленов, Репин и Шиндлер. Бурный восторг присутствующих вызвали постановки, в которых участвовали одна из племянниц художника Н.Н. Ге и известная красавица, жена художника К.Е. Маковского, Юлия, а также сцена с Петром I, которого изображал генерал в отставке и художник-любитель Д.А. Татищев. Особой сложностью отличалась «живая картина» «Апофеоз искусства». В верхней части композиции в форме пирамиды под вензелем Боголюбова «парил» крылатый гений искусства, роль которого исполнял юный Валентин Серов. Ниже располагались аллегорические фигуры «Скульптура», «Музыка», «Живопись» и «Поэзия», которых представляли жена художника Дмитриева, мать В. Серова и племянницы художника Н.Н. Ге. У подножия пирамиды сидели Гомер, Шекспир, Бетховен, Рафаэль и Микеланджело. Последних двух представляли жена художника И.Е. Репина Вера и В.Д. Поленов. Боголюбов позже вспоминал, что на вечере «…замечательны были также портреты И.Е. Репина с прорезанными головами, куда вставлялись живые лица».

Собравшиеся дарили друг другу подарки. Боголюбову молодые художники преподнесли свои этюды, укращающие сейчас экспозицию Радищевского музея. В.Д. Поленов писал своим родным: «Наша артель художников сговорилась поднести ему по картине или этюду. Приходя, мы отдавали наши произведения консьержу, а он их приносил к Боголюбову». Он должен был сам угадать, от кого какой подарок. Среди этих работ были «Белая лошадка» Репина, «Венецианский дож» В.Д. Поленова, «Осень в лесу. Досада мужика» К.А. Савицкого.

Праздник удался на славу. Боголюбов был очень тронут. В.Д. Поленов в письме родным сообщал: «Боголюбов, который вовсе не ждал этого, был, как говорится, на седьмом небе. Обнимал нас, целовал, не знал, как отблагодарить». Хозяин мастерской, в свою очередь, подарил всем собравшимся свои рисунки.

Видео


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры