Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Научный архив

Научно-исторический архив как структурное подразделение  музея был образован в ноябре 1998 года. Архив в значении  - «старые,  старинные документы»  был в музее с  первых дней его существования. Музей виделся А.П. Боголюбову прежде всего как учреждение художественно-воспитательное, которое служило бы подспорьем художественной школе, «художественным пособием для эстетического развития учащихся и всех желающих заниматься и изучать искусство». А коль «пособие» – то  всё, что могло пригодиться будущим ремесленникам и художникам,  принималось на хранение. Сосуществование предметов художественных, а также предметов археологического,  этнографического, краеведческого,  архивного характера  под одной крышей он считал органичным. Вместе  с картинами, предметами декоративно-прикладного искусства, книгами А.П. Боголюбов  передавал на хранение в музей и личные документы - всё, что имело отношение к его творческой и общественной деятельности, роду Радищевых и Боголюбовых. Поступали документальные материалы и от других лиц и учреждений: Саратовской городской публичной библиотеки, Императорской Академии художеств, А.П. Бахрушина, Ф.А. Бронникова, М.М. Антокольского, А.Г. Рубинштейна, И.П. Ропета, В.А. Гиляровского, А.Н. Пыпина, А.О. Карелина. В первой экспозиции, автором которой был сам А. П. Боголюбов,  документы и фотографии занимали равное со всеми музейными предметами место.  Позднее, с увеличением музейного собрания  и переполненностью экспозиции, значительное число документов было передано на хранение в библиотеку музея. Об этом  свидетельствует «Каталог библиотеки Радищевского музея и Боголюбовского рисовального училища, состоящих под Августейшим Его Императорского Высочества великого князя Георгия Михайловича покровительством»,  изданного  в 1903 году. 

А. И. Кравченко, возглавивший музей в 1918 году по назначению А. В. Луначарского, намереваясь дать учреждению «чисто художественное направление», предпринял ряд преобразовательных мер, включающих принципиальное обновление экспозиции и собирательской политики. В это время, теперь уже в художественном музее, документ теряет свои прежние позиции. По мере определения статуса Радищевского музея и начавшейся в 1920-е годы программой преобразования музейного дела, перераспределением музейных ценностей, многие экспонаты, как «непрофильные», передавались во вновь созданные или уже существующие краеведческие, мемориальные и другие музеи и собрания города и страны. В музей Саратовской ученой архивной комиссии, Саратовский историко-археологический музей, рукописный отдел Саратовского университета, Государственный Румянцевский музей было передано несколько десятков фотографий и различного рода документов. Не редкой была ситуация, когда документы, судя по проверочным записям в книгах поступлений, «переданные» в какие-либо учреждения, оставались (опять же по счастливой случайности) в стенах музея на «незаконном» положении. Отбор документов на передачу, как правило, носил случайный характер. Часто документы, поступившие единовременно и из одного источника, а зачастую и представлявшие собой коллекцию, разъединялись, что нарушало волю дарителя и имело порой огорчительные последствия. Яркий тому пример -  дар В.А. Гиляровского 1902 года. Тот факт, что письмо Н.В. Гоголя к отцу Матвею по решению Комитета по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Губоно в 1919 году был передано в отдел рукописей и старопечатных книг Саратовского университета, а письмо дарителя, с подробно изложенной в нем историей гоголевского автографа, осталось в музее, определил судьбу уникального документа. 

По обстоятельствам иного рода, на основании Постановления Совета Народных Комиссаров СССР за № 723 в 1941 году в Центральный государственный литературный архив (ныне РГАЛИ, фонд № 705) были переданы личные документы А.П. Боголюбова, общим количеством – 61.  В их числе и документы, поступившие в музей в 1897 году от Николая Петровича Боголюбова: 26 писем и телеграмм (1872-1896 гг.) императора Александра III А.П. Боголюбову, телеграмма принцессы Евгении Ольденбургской, письма М.М. Антокольского (1) и П.В. Анненкова (1) А.П. Боголюбову, документы А.П. Боголюбова по денежным делам и о представлении его к наградам и повышении в чинах (27).

В 1952 году сотрудниками ГАСО (Государственного архива Саратовской области) на часть документальных материалов, касающихся истории и деятельности музея, была составлена архивная опись.

В 1965 году представителями областного архива в результате систематизации и научно-технической обработки предоставленных им документов был сформирован фонд, получивший наименование «Боголюбовское рисовальное училище и Радищевский музей», составлено несколько описей.

В 1987 году  был определен научный сотрудник, «ответственный за архив».  В 1990-е годы в архив была передана часть документальных материалов, хранившихся в отделе хранения книжного фонда (библиотеке) и образовательном отделе. Несколько сотен документов, имеющих отношение к жизни и деятельности саратовских художников, истории Радищевского музея, Саратова, были получены в дар или приобретены у частных лиц. Продолжалось комплектование документальными материалами, образовавшимися в результате многогранной деятельности музея, в соответствии с номенклатурой учреждения.

В 1998 году, с созданием отдела «Научно-исторический архив»  основной массив архивных материалов - текстовых и изобразительных (афиши, фотографии, пригласительные билеты и прочее) - сосредоточился в одном структурном подразделении. 

Материал подготовлен Ириной Александровной Жуковой, заведующей отделом «Научно-исторический архив»

Научно-исторический архив составляют документальные материалы ведомственного архива и собственно научно-исторического архива. Ведомственный архив (ВА) включает документы, связанные с историей создания Саратовского Радищевского музея и Боголюбовского рисовального училища, а также документы, образовавшиеся в результате деятельности музея и иллюстрирующие различные её направления с момента открытия музея до сегодняшних дней - хранительскую, собирательскую, выставочную, научную, просветительскую, образовательную. Наиболее ранними документами, отражающими отдельные моменты истории основания и учреждения музея, являются выписка из протокола заседания Саратовской городской думы 11 января 1878 года и письма начальника Главного тюремного управления, бывшего саратовского губернатора, М.Н. Галкина-Враского саратовскому городскому голове А.И. Недошивину от 27 апреля и 24 мая 1880 года. Ряд документов раскрывает тему «проектирования и возведения здания для музея и рисовальной школы», даёт представление о разногласиях в Думе по поводу места постройки, о ходе строительства здания (1880-1885). Например, проекты и чертежи здания Радищевского музея в Саратове, переписка А.П. Боголюбова, М.Н. Галкина-Враского, архитектора И.В. Штрома с саратовскими губернатором и городским головой, доклады Саратовской городской управы и Исполнительной комиссии по устройству Радищевского музея Саратовской городской думе.

В полной мере в документах ведомственного архива отражена история комплектования музейного собрания на протяжении всего существования музея – в письмах дарителей, благодарственных письмах, квитанционных книгах, протоколах заседаний и отчётах фондово-закупочной комиссии, списках новых поступлений.

Выставочная деятельность музея зафиксирована в различного типа документах, позволяющих воссоздать все этапы подготовки и проведения выставок. Это переписка о выставках с учреждениями и частными лицами, списки предполагаемых экспонатов, аннотации, афиши, фотографии фрагментов экспозиции, книги отзывов посетителей.

Обширная образовательная и просветительская деятельность музея представлена образовательными программами и проектами, методическими материалами по проведению занятий, лекций, экскурсий, материалами конкурсов, тематических и музыкальных вечеров. Материалы конференций (внутренних и внешних), ежегодных Боголюбовских чтений, протоколы заседаний Учёного совета, а также материалы, свидетельствующие об участии научных сотрудников музея в специализированных научных и популярных периодических изданиях, характеризуют научную деятельность музея.

Научно-исторический архив (НИА) включает архивные документы, соответствующие профилю музея, приобретаемые, или получаемые в дар у юридических и физических лиц.

В составе научно-исторического архива двенадцать фондов документов личного происхождения, несколько тематических фондов и коллекций. Это личный фонд основателя музея, художника А.П. Боголюбова, а также личные фонды художников В.Э. Борисова-Мусатова, В.А. Милашевского, Н.Б. Глинского, П.В. Кузнецова, В.М. Юстицкого, Б.А. Протоклитова, И.В. Севастьянова, Н.М. Гущина, Б.В. Миловидова, П.С. Уткина. Личный фонд А.П. Боголюбова, являющийся особо ценным, содержит более тысячи документов. Это материалы служебной и общественной деятельности фондообразователя (дипломы различных Обществ и учреждений, грамоты на ордена и т.п.), материалы празднования в Париже и Саратове 50-летия его художественно-творческой деятельности (1891 г.), переписка с саратовскими деятелями по организации музея и рисовальной школы, фотографии А.П. Боголюбова, его родственников, друзей. Целый ряд документов является отражением знакомства А.П. Боголюбова с наследником престола цесаревичем Александром Александровичем (затем императором Александром III), членами Императорской семьи и ближайшим её окружением.

Фонд «Материалы по истории создания музея Саратовского отделения Союза художников РСФСР» включает комплекс документов, переданных в музей художником А.Н. Чечневым. Являясь председателем комиссии по организации «комнаты истории саратовских художников», он собирал вместе с другими членами комиссии и хранил различного рода материалы, имеющие отношение к созданию комнаты-музея и творчеству саратовских художников.

Фонд «Текущие поступления» содержит тематически разрозненные документы или небольшие группы документов (соответствующие профилю музея), поступавшие в музей от частных лиц или учреждений на протяжении длительного времени. Например, сопроводительный документ (покорнейший репорт) при передаче створки Креста-энколпиона Преосвященному Иакову, епископу Саратовскому и Царицынскому (1839 г.), диплом Пензенской Губернской Учёной Архивной Комиссии, удостоверяющий членство И.С. Васильчиковой (1905 г.), автограф поэта А. Вознесенского (1989 г.).

В архиве хранится коллекция документов, собранных искусствоведом А.А. Русаковой в связи с её работой над книгами о В.Э. Борисове-Мусатове и П.В. Кузнецове. Например, воспоминания П. Кузнецова «Автобиография моей творческой деятельности», «Моя работа над живописью», «Константин Алексеевич Коровин»; газетные вырезки со статьями о творчестве В. Мусатова. В коллекции также имеются материалы, касающиеся жизни и деятельности художника П.С. Уткина.

Материал подготовлен Ириной Александровной Жуковой, заведующей отделом «Научно-исторический архив»

10.11.2021 Радищевский музей принял участие в VII научно-практической конференция «Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков»
19–22 октября 2021 года в Государственном историческом музее состоялась VII научно-практической конференция «Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков», посвященная памяти историка и искусствоведа Нины Александровны Ашариной (1938–1992).
01.03.2019 «Для пользы дела и во славу Отечества» Издания М.О. Вольфа в собрании Радищевского музея В ряду крупнейших издателей второй половины XIX века, оставивших яркий след в истории российского книжного дела, особое место занимает Маврикий Осипович Вольф (1825–1883).
02.11.2017 И.Е. Репин (?). Мужской портрет. Цикл «Искусствовед рассказывает» В 2008 году собрание оригинальной графики музея пополнилось рисунком в технике графитного карандаша, который был записан в инвентарную книгу как «И.Е. Репин (?). Мужской портрет (И.Л. Щеглов-Леонтьев ?)...»
11.05.2017 Архивные материалы и редкая книга. Представляем выставку «Сохраняя и преумножая» На выставке представлены документы и фотографии, поступившие в отдел хранения архивных материалов музея с 1996 по 2014 год. Приоритетом в комплектовании традиционно являются материалы, связанные с художественной жизнью Саратова, мастерами «саратовской школы».
18.04.2017 Коллективная монография «Императорская Академия художеств в культуре Нового времени. Достижения. Образование. Личности»
В июне 2014 года в Москве прошла научная конференция «Императорская Академия художеств в культуре Нового времени», организованная Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. В её работе приняли участие сотрудники отдела русского искусства Радищевского музея И.А. Ильина и В.В. Приклонская.
27.09.2013 «Путешествия Высочайших особ Императорского Дома Романовых по Волге»
27 сентября – 10 ноября
Радищевский музей, ул. Радищева, 39
Презентация: 08 октября 17.00. Вход по пригласительным билетам

Выставка «Династия Романовых в портретах и реликвиях» является одним из мероприятий крупного социокультурного партнёрского проекта Радищевского музея «Под Высочайшим покровительством…».
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"