Материалы по теме: 

«У Боголюбова в Париже». Выставка к 190-летию художника;   Боголюбовская мастерская на Рю де Рома;   Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в Париже;   ...На вечерах у Виардо…;   …Боголюбову было подарено огромное блюдо…;   От А.П. Боголюбова в библиотеку поступили французские издания...;   «У Боголюбова в Париже». Вернисаж;   В.Д. Поленов «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру…»;   Франция А.П. Боголюбова

Дата мероприятия:  25.09.2014  —  07.12.2014
Телефон:  26-16-06
Стоимость билета:  от 50 руб. до 150 руб.
 ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Радищевский музей приглашает на выставку «У Боголюбова в Париже». Каждую неделю авторы выставки на страницах портала «Новости Радищевского музея» будут рассказывать истории о событиях из «парижской» жизни знаменитых русских художников, об известных произведениях искусства, об уникальных экспонатах выставки.

Третья история «…Под небом Парижа»

Париж, 1870-е годы: изящные дамы, затянутые в тугие корсеты, степенные кавалеры в выходных костюмах, путешественники, с восторгом глядящие вокруг себя, – тысячи лиц мелькали на улицах города. С наступлением темноты в многочисленных кафе зажигали огни, семейные пары, шумные компании, одинокие мужчины заполняли залы. Среди почтенной публики было немало прелестных кокоток, одна из них – грациозная «Дама с зонтиком» (Третьяковская галерея) – стала героиней скандальной картины И.Е. Репина «Парижское кафе».

В столицу Франции, еще в 1873 году, художник отправился вместе с супругой и маленькой дочерью Верой. Любимица семьи, розовощекая малышка с игрушечной лошадкой и мячиком в руках, в модной шляпке, усердно, в течение двух часов позировала отцу для одного из своих портретов (Третьяковская галерея) – признанного шедевра живописи.

В Париже художник приступил к воплощению грандиозного замысла – созданию картины «Садко в подводном царстве». В своих письмах мастер утверждал, что между ним и былинным героем много общего: оба они волею судьбы очутились в новом, удивительном мире. В промежутке между 1874-1876 годами он написал несколько эскизов и этюдов к этой работе, в том числе изумительную по колориту «Индийскую красавицу» (музей-заповедник В.Д. Поленова).

Некоторое время в парижской квартире И.Е. Репина на Rue Veron гостил его приятель по Академии В.Д. Поленов. Вместе с художником приехала сестра-близнец, Вера Дмитриевна Хрущова, – женщина удивительной судьбы, деятельная по натуре, увлеченная идеями народников.

В скором времени во Францию перебралась почти вся семья В.Д. Поленова, близкие люди окружили его вниманием и заботой. В короткие сроки художник создал несколько значительных по замыслу и больших по размеру картин – «Цезарская забава» (Третьяковская галерея), «Арест гугенотки» (Русский музей), множество этюдов – «Натурщица Бланш Ормье», «Пестрая шаль» (музей-заповедник В.Д. Поленова) и т.д.

В 1874 году В.Д. Поленов, И.Е. Репин и другие мастера направились в одно из самых живописных мест Нормандии – местечко Вёль. Сюда же прибыл с супругой К.А. Савицкий – «характерный труженик», автор таких произведений, как «Девочка-нищенка» (Третьяковская галерея), «Путешественники в Оверни» (Русский музей).

В Вёле находился особняк А.А. Харламова – русского художника, участника выставок Салона. Его картины – «Мордовская девушка» (СГХМ им. А.Н. Радищева), «Цыганка» (Русский музей) – получили неоднозначную оценку современников: от восторгов до полного неприятия. Мастера упрекали в безыдейности и «слащавости».

С 1866 года в Париже жил Ю.Я. Леман – «салонный портретист», выпускник Императорской Академии. Его картину «Дама в костюме времен Директории» (Третьяковская галерея) приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков.

Наряду с А.К. Беггровым, А.П. Боголюбовым, М.М. Антокольским и другими, Ю.Я. Леман был одним из учредителей Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже. Председателем организации был избран И.С. Тургенев – великий писатель, выдающийся общественный деятель. В 1883 году он позировал И.П. Похитонову для миниатюрного портрета (Третьяковская галерея) и высоко оценил талант мастера.

И.С. Тургенев был дружен со многими живописцами, но особенно теплые отношения связывали его с А.П. Боголюбовым. После смерти писателя в Радищевский музей поступили некоторые предметы, принадлежавшие «русскому гению»: кресло, стол, перо, чернильница и т.д. Но это уже другая история…

В публикации использованы изображения каталогов:

1. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. Каталог. Живопись. М., 2005;

2. Государственная Третьяковская галерея. Живопись второй половины XIX века. Том 4. Книга вторая. Н-Я. М., 2006. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений