Материалы по теме: 

«У Боголюбова в Париже». Вернисаж;   От А.П. Боголюбова в библиотеку поступили французские издания...;   …Боголюбову было подарено огромное блюдо…;   ...На вечерах у Виардо…;   …Под небом Парижа;   Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в Париже;   Боголюбовская мастерская на Рю де Рома;   «У Боголюбова в Париже». Выставка к 190-летию художника;   В.Д. Поленов «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру…»;   «Общество взаимного вспомоществования русских художников» в Париже

Дата мероприятия:  25.09.2014  —  07.12.2014
Телефон:  26-16-06
Стоимость билета:  от 50 руб. до 150 руб.
 ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Радищевский музей приглашает на выставку «У Боголюбова в Париже». Каждую неделю авторы выставки на страницах портала «Новости Радищевского музея» будут рассказывать истории о событиях из «парижской» жизни знаменитых русских художников, об известных произведениях искусства, об уникальных экспонатах выставки.

Девятая история «Франция А.П. Боголюбова»

В 1854 году выпускник Петербургской Академии Художеств Алексей Петрович Боголюбов отправился в длительное заграничное путешествие: посетил Германию, Италию, Швейцарию, но дольше всего задержался во Франции и, впоследствии, вспоминал, что «сама судьба» привела его в Париж. Здесь он познакомился с целой плеядой талантливых художников: Энгром, Деларошем, Коро, Руссо, Добиньи.

По совету известного живописца Изабе, лето и осень 1857 года Боголюбов провел в Нормандии, славящейся своими яблоневыми садами, вкуснейшими сырами и необыкновенной красоты видами. Гуляя по побережью, молодой художник наблюдал, как сияет на ночном небе луна, как переливается сотнями оттенков море, то тихое и спокойное, то яростное, неукротимое. В те дни его дарование пейзажиста еще не раскрылось в полную силу: не хватало опыта, художественной смелости, которые пришли чуть позже – спустя десятилетие.

К началу 1870-х в жизни Боголюбова произошло немало перемен: он потерял жену и сына; трижды путешествовал по Волге в свите цесаревичей: Николая Александровича и Александра Александровича, будущего императора Александра III, милостью которого был обласкан долгие годы.

Здоровье не позволяло мастеру подолгу оставаться в России, все больше времени он проводил в Европе, но никогда не забывал о родине: поддерживал дружеские отношения с великокняжеской семьей, был избран комиссаром Всемирной выставки в Вене (1873), выполнял поручения петербургской Академии Художеств, в частности, опекал ее пенсионеров за рубежом, во Франции.

Лето 1874 года Боголюбов провёл в Вёле – небольшом городке, буквально утопающем в душистой зелени трав, уютно разместившемся у побережья Нормандии. Всё здесь: речка с кристально чистой водой, «убаюкивающий шум мельничных колес», нежные краски полевых цветов, чувственная красота благоухающих роз, – радовало глаз, рождало ощущение спокойствия и уюта.

На три летних месяца Вёль превратился в своеобразный центр русской культурной жизни. Здесь можно было встретить И.Е. Репина, В.Д. Поленова, А.К. Беггрова и других художников, которые под руководством Боголюбова часами работали на открытом воздухе, изучали натуру, осваивали новые возможности живописи, в которой всё: цвет, свет, воздух – совсем как в действительности.

Вёль и другие города Нормандии – вечнозеленые, с мягким климатом, радушными местными жителями, высокими алебастровыми скалами, полями, усеянными пестрыми маками, произвели на русских мастеров большое впечатление. Выцветшие фотографии, принадлежавшие когда-то основателю Радищевского музея, сохранили память об этих удивительных местах.

В Вёле Боголюбов написал несколько замечательных этюдов, каждый из которых, несмотря на свои небольшие размеры, «несет в себе значительность законченного произведения». К тому времени заметно изменилось творчество мастера: несколько «засушенные», эффектные романтические работы в духе Айвазовского уступили место пейзажам с характерной реалистической убедительностью, раскованностью и виртуозностью письма; красочная гамма обогатилась сложными жемчужно-серыми оттенками. «Вёль» (1874), «Прачки в Этрета. Утро» (1874), «Этрета. Отлив» (1874), «Берег в Онфлёре. Знойный день» (1876) и другие – яркое тому свидетельство.

Для этих работ характерна простота мотива, интерес к «внутреннему, эмоциональному состоянию природы». Боголюбов не искал внешне занимательных сюжетов, всё необходимое ему давала сама природа: высокие скалы, белоснежные днём, почти черные ночью, изменчивое море, вязкие топи болот, низкое небо.

Волею судьбы последние дни жизни Боголюбов провел в Париже, осенью 1896 года его не стало. С тех пор прошло 118 лет, во Францию по-прежнему приезжают художники, туристы осматривают местные достопримечательности. В Нормандии всё так же ярко светит солнце, дует свежий морской ветер. В Вёле цветут розы, душистые яблоки яркой гирляндой висят на зеленых ветвях; с недавних пор любой желающий может прогуляться по «Пассажу русских художников». А в Трепоре установлен памятный камень с изображением картины «Возвращение в порт Трепор в полную воду» Алексея Петровича Боголюбова – художника-пейзажиста, основателя Радищевского музея, выдающегося деятеля культуры XIX века. 

Видео


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений