A A A

Боголюбов А.П.

  • Биография
  • Книга "Записки моряка-художника"
  • События
  • "Боголюбовские чтения"

Алексей Петрович Боголюбов

1824-1896 г.г.

Встреча с Карлом Брюлловым, определившая творческую судьбу; Академия художеств, каноны видовой перспективной живописи; беседы с Александром Ивановым в Риме и в Париже; годы учения у мастеров французского и немецкого пейзажа, дружба с Коро, Добиньи, музыкальные "четверги" Шумана; работа над пейзажами в Голландии и в Крыму, в Нормандии и на Волге; дружба и сотрудничество с Крамским и передвижниками, совместная борьба с Академией; парижский художественный кружок, забота о молодых русских художниках во Франции; Тургенев, Золя, Виардо, французские музыканты; создание в царской России первого общедоступного музея в память революционера А. Н. Радищева - вот страницы полной контрастов биографии Алексея Петровича Боголюбова, создателя живописной истории русского флота, своеобразного мастера русского и европейского пейзажа. Почти четверть века Боголюбов прожил в Париже, но творческая и общественная жизнь его неразрывными узами связана с судьбами русского искусства.

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью - Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века А.Н. Радищева.

Отец его всю молодость провел в военных походах и умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года.

Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, как вспоминает в "Записках моряка-художника" А. П. Боголюбов, "будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамою. В это время она познакомилась ближе с старою француженкою... которая имела большое влияние на ее развитие: они вместе читали Дидерота, Вольтера и т. д.". Двух сыновей своих - Николая и Алексея - она с детства воспитывала в уважении к памяти их "крамольного" деда.

В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Молодой художник был "...отчаянной веселости и озорного нрава...". "Страсть к рисованию меня тоже губила, - вспоминал он, - ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды".

Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет.

В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, окончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор постоянно ходил в заграничные плавания.

С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику.

Сохранилось несколько картин и рисунков Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах ("Фрегат "Усердный", "Пароход "Камчатка" и др.). Они еще далеки от профессионального мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало в изучении натуры и жизни, что так характерно для всей многолетней творческой деятельности художника Боголюбова.

Бывая за границей, Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате "Камчатка", он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. "Гармония красок навсегда запала в мою душу", - пишет Боголюбов в своих "Записках моряка-художника", упоминая о Тернере.

В том же году на острове Мадера произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: "Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству.

С современной европейской школой живописи Боголюбов познакомился в 1848 году, посетив музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама.

О живописных работах Боголюбова этого периода дает представление картина "Пароход-фрегат "Камчатка" (1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Условность композиции и освещения, наивная пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Нет ничего удивительного в том, что молодой художник, внимательный к деталям, но еще очень неопытный и далекий от мастерства, пишет подражательно и испытывает влияние марин Айвазовского, находившегося тогда в зените славы.

В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. "Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании". Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба.

С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.

В Академии художеств Боголюбов учится у М. Н. Воробьева и В. П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, И. К. Айвазовский, хотя он н не был профессором Академии художеств.

С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: "... я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили."

Первые самостоятельные картины Боголюбова - два вида Кронштадтской гавани, "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году", "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями", "Вид Смольного монастыря с Большой Охты" и "Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона" - относятся к 1851 году. Три последние были удостоены Малой золотой медали.

Тем не менее живопись первых картин Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые мешают ему передать общее; композиции очень "придуманны", и творческая фантазия с налетом академического романтизма то и дело заменяет художнику строгое профессиональное мастерство и верность натуре. Более всего Боголюбов остается самим собой в рисунках: альбом ранних его набросков, хранящийся в Киевском музее русского искусства, дает представление о живой непосредственности молодого художника, об его остром и юмористическом восприятии действительности.

Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.

В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за "Вид С.-Петербурга от взморья" Боголюбов получил Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.

Перспективно-видовые картины, подобные "Катанию на Неве" (1854, Третьяковская галерея), были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий - "Афонское сражение 19 июля 1807 года". Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает "Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг." и получает заказ от Николая I: исполнить семь больших картин из истории Крымской войны. Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба.

В конце апреля 1854 года Боголюбов отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден. Он уезжал с твердым намерением учиться в Дюссельдорфе у известного немецкого пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но в это время Ахенбах находился в Италии, и Боголюбов поехал в Брюссель и Антверпен. Здесь он подробно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду царский заказ. Вскоре Боголюбов переехал в Швейцарию, где пользовался советами известного пейзажиста Калама, много путешествовал.

Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и говорят о том, что Академия дала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" (1854), таков же "Синоп" (1856) - этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Пространство строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" (1859) передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке.

Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве.

Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из города в город, с большим прилежанием зарисовывает всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий. Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд других русских художников, Боголюбов останавливается там.

Весной 1855 года Боголюбов вместе с товарищами по Академии ездил на этюды в Неаполь, Террачино, Палермо, Мессину, Сорренто и через Капри возвратился с ними в Рим. Результатом этого путешествия были картины: "Римская ночь", "Бурный вид о-ва Капри", "Вечер в Неаполе" и другие. "Вид Сорренто" Боголюбов написал с того же места, что и его замечательный предшественник Сильвестр Щедрин. "Дерзость была великая, - вспоминает он, - но я всегда обожал этого мастера и с любовью копировал его этюды в нашей Академии. Дело сначала не шло. Пришлось написать десять этюдов - и только тогда в Риме я мог окончить эту работу".

В Риме судьба свела Боголюбова с художником Франсуа, который познакомил его с работами французских пенсионеров академии "Villa Мedici". Это "разом сделало во мне переворот, - пишет Боголюбов, - и я стал вглядываться, как этот народ, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и прочих новых светил, тогда только открывших новую эру французского пейзажа, глядит на натуру".

Первая встреча с представителями французской реалистической живописи очень скоро дала свои результаты: Боголюбов "все больше и больше вдавался в простоту линий пейзажа, писал очень мало, но зато чертовски много рисовал и пером и карандашом". Это помогло ему овладеть перспективой.

Работа над выполнением царского заказа заставила Боголюбова осенью 1856 года отправиться на Дунай, чтобы написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в Синоп, уже "подготовленный всеми реляциями известного боя".

В Синопе Боголюбов пробыл месяц, нарисовал и написал его "со всех сторон". Работать было трудно - война едва отшумела, и обстановка повсюду была еще очень тревожной.

Боголюбов едет в Париж, где поступает в школу Кутюра, а затем, познакомившись с известным французским художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него.

Пользуясь советами опытного мариниста и работая в его мастерской, Боголюбов постигает "науку живописи" и вместе с тем сближается со многими известными французскими художниками: Орасом Верно, Энгром, Полем Деларош, а позже и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном.

В 1859 году Боголюбов переезжает в Дюссельдорф и начинаем работать под руководством Андрея Ахенбаха. Ахенбах сразу же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, рекомендует забыть его картины и руководствоваться только своими собственными взглядами на природу. В Дюссельдорфе Боголюбов по Этюдам написал ряд больших картин, среди которых выделялась "Ярмарка в Амстердаме".

"Ярмарка в Амстердаме" (Русский музей) - характерная работа Боголюбова, подводящая итог его заграничному пенсионерству. По своему сюжету она еще тяготеет к романтическому пейзажу: борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот, остроконечные вышки домов, блеск в окнах и на воде, темные силуэты сонных кораблей. Но эта картина поразила всех своим высоким техническим мастерством исполнения и реалистической убедительностью в решении столь сложной задачи. По этой картине можно судить о том, насколько окреп Боголюбов в рисунке, насколько возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической убедительностью решать сложные живописные задачи, правдиво передавать природные и световые эффекты. В этом Боголюбов сумел подняться до уровня современных ему голландских и французских художников, писавших картины на сходные темы.

Трезвый реализм Боголюбова удивлял многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не случайно поэтому в мастерской Боголюбова "часто сиживал старик Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а художник Добиньи, который очень полюбил Боголюбова, хвалил его работы и менялся с ним этюдами.

В конце 1860 года Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала. И. Н. Крамской, вспоминая эту выставка писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами". Академией художеств Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета, "так как, - говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться".

"Выставка моя посещалась бойко, - рассказывал Боголюбов, - и стояла целый месяц. . . Я составил себе имя, которым честно живу и теперь". Александр II купил все картины из истории Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ - написать историю морских сражений Петра Великого.

После закрытия выставки, принесшей ему такой успех, Боголюбов побывал в Москве и, вернувшись в Петербург, вошел в круг художников, группировавшихся вокруг Академии и Общества поощрения художников. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. В 1864 году такой же атлас Финского залива был выполнен им вместе с капитанами Баженовым и Кроуном.

В связи с необходимостью побывать на Каспийском море Боголюбов совместно с братом предпринял в 1861 году путешествие по Волге. Результатом явились иллюстрации к книге Н. П. Боголюбова "Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов. Впоследствии они легли в основу нескольких видовых полотен Боголюбова.

К этой поездке, вероятно, относится этюд "Закат солнца в Нижнем" (Русский музей). Боголюбов изобразил берег Волги, вдоль которого тянется к городу дорога. По ней идут люди; поднимая столбы пыли, проезжают крестьянские телеги Заходящее солнце окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт далекого города. Колорит этого этюда и его настроение очень напоминают известное полотно Третьяковской галереи "Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом. В нем снова повторяется тот же мотив вечернего закатного освещения. Вода блестит в желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким красноватым силуэтом вырисовываются главы церквей и стены древнего русского города. На опустевшем берегу - женщины, встречающие запоздалую рыбачью лодку.

Наибольший интерес для выяснения эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в городе Пизе (Русский музей), датировка которых до сих пор оставалась неясной. Между тем они могут быть датированы абсолютно точно благодаря записям в дневниках художника. Дело в том, что в связи с болезнью жены Боголюбов провел в Италии зиму 1862/63 года. Ощущением грусти, навеваемой обликом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. Они безусловно могут быть названы пейзажами настроения. В них уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи.

В 1863 году Боголюбов вторично совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд больших картин: "Вид Казани в разлив", "Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н другие, а также огромное количество рисунков.

В 1863 году Боголюбов побывал также на Дону и в Крыму. Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов.

Пора было подумать и об исполнении заказа на морские баталии петровского времени. В 1865 году Боголюбов уехал в Швейцарию, а затем в Дюссельдорф, где в следующем году и приступил к этой работе. Большая часть полотен была создана им тогда же, но весь цикл был завершен только в 1876 году. Второй цикл морских баталий состоит из следующих известных нам картин: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г.", "Гренгамское сражение", "Прорыв русского галерного флота через шведский у мыса Ганге-Удд", "Гангутский бой", "Ревельское сражение 2 мая 1780 г.", "Выборгское сражение 22 июня 1790 г.", "Красногорское сражение 22 июня 1790 г.". Картины "Гангутский бой" и "Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г." - это вершины батальной живописи Боголюбова.

В 50-х годах, воссоздавая историю Крымской войны, Боголюбов многословно и сухо воспроизводил исторически-документальную правду. Теперь он приходит к новым и самостоятельным композиционным решениям, достигает большой смысловой и живописной выразительности. Это ставит его работы на одно из первых мест среди произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века. Правда, Боголюбов не обладал той мощью фантазии, которая присуща полотнам его старшего современника Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего только по памяти и никогда не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова хорошо обдуманы и хорошо нарисованы. Ему чужды преувеличения Айвазовского, чужды и его ошибки. Моряк по профессии, он прекрасно знал корабль и не допускал дилетантских просчетов, изображая мачты и паруса. Еще А. А. Иванов, заметив талант Айвазовского, предугадал те опасности, которые сулил ему легкий успех у публики. Он предсказывал, что молодой художник будет иметь "добрый капитал", и выражал опасения по поводу попыток Айвазовского создавать себе славу газетной шумихой. Впоследствии об этом же писал в своих дневниках Боголюбов. Морские драмы Айвазовского, которые поражают чаше всего внешней красотой и внешними эффектами, Боголюбов резко критиковал.

В своей критике творческого метода Айвазовского Боголюбов был прав. Однако время сделало выбор: популярность Айвазовского не может идти в сравнение с относительно малой известностью марин Боголюбова. К Боголюбову, автору скрупулезнейшей, но всегда прозаической истории русского военного флота, никогда не приходило то поистине поэтическое вдохновение, которым отмечено большинство полотен Айвазовского.

Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год - путешествие по России, затем - Дюссельдорф, Дания. 1868 год - снова Петербург. В следующем году - третье путешествие по Волге.

В 1869 году в Петербурге открылась выставка работ Боголюбова, посвященная памяти профессора А. Бейдемана. После ее закрытия Боголюбов снова путешествует по России, а затем уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. Из работ, экспонировавшихся на выставке, следует отметить большую картину "Крушение фрегата "Александр Невский" (1868, Центральный военно-морской музей) и волжские виды.

1870-1871 годы художник проводит в Париже и, получив заказ, занимается росписью русской посольской церкви.

К этому времени относится пейзаж "Лес в Вёле" (Третьяковская галерея). В тихой лесной роще - темный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Сквозь верхушки деревьев проглядывает серенькое небо. Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу. Это "безлюдная" природа, но кажется, что здесь незримо присутствует человек. Тональная живопись этой картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с лучшими произведениями барбизонской школы. Боголюбов предстает перед нами в новом качестве - не как автор видовых полотен, исполненных в духе академического романтизма, а как романтик иного - реалистического плана.

Элементы нового отношения к пейзажу - интерес к состоянию природы, к ее внутреннему эмоциональному содержанию - угадывались в творчестве Боголюбова уже в начале 60-х годов и особенно в итальянских пейзажах художника, но еще в большей степени они заметны в одном из самых очаровательных по простоте и задушевности пейзажей - "Вёль. Двор фермы. Осень" (Русский музей).

Нормандские этюды подготовили художника к созданию картины "Устье Невы" (1872, Третьяковская галерея), которая в творчестве Боголюбова стала этапной. Даже современники хорошо понимали, что "сличая и припоминая виденное уже нами, вышедшее из-под кисти Боголюбова, нельзя не сознаться, что его "Устье Невы" во многом представляет заметный шаг вперед. Прежде всего поражает здесь свобода и простота концепции".

Широкая даль Невы, светлые силуэты зданий Петербурга, освещенные суда и песчаная отмель реки, изображенные на этом полотне, полны жизни и правды. Безыскусственность и простота сюжета, глубокая реалистическая убедительность и смелый живописный прием, использованный Боголюбовым, приводят его "к решениям, близким передвижническому пейзажу". Близким, но обособленным. И вот почему.

С передвижниками Боголюбова сближала верность принципам реалистического искусства. Но в истории русского пейзажа он, как и Похитонов, который впоследствии тоже преимущественно жил и работал за границей, занимает несколько особое положение. Даже в национальных по теме и содержанию полотнах Боголюбова всегда преобладает пассивно-созерцательное начало. При всей изобразительной достоверности живописный и эмоциональный строй картин Боголюбова имеет мало общего с русским пленэрным пейзажем 70-х годов, в котором в эти годы все более утверждаются мотивы, выражающие социальные настроения русского общества.

Идейных позиций передвижников в своем творчестве Боголюбов не разделял. Программа национально-самобытного искусства, воплощающего животрепещущие социальные темы, была ему в целом чужда. Тем не менее, он участвует во всех передвижных выставках, начиная с первой - 1871 года, в следующем году становится одним из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества и умело использует свое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников. Боголюбов был вхож к высокопоставленным и царствующим особам. Будучи художником Главного морского штаба, он неоднократно лично представлял царю заказанные ему картины, а впоследствии был приглашен давать уроки живописи наследнику и его жене.

Большую роль в сближении с передвижниками сыграл выход Боголюбова в 1873 году из состава Совета консервативной Академии, в который он был избран в 1871 году, и последующая его активная борьба с Академией в 1876 году по вопросу о создании русской Академии в Риме.

Глубокую связь, которая существовала между ним и передвижниками, убедительнейшим образом подтверждает история создания Боголюбовым народного музея имени Радищева в Саратове.

Прогрессивное начинание Боголюбова было горячо одобрено передвижниками. Ознакомившись с проектом организации саратовского музея, Репин писал Стасову: "Поддержать и развить искусство может только одно: народные музеи, которые следует основать во всех больших городах. Пока их не будет, не будет и настоящего искусства"

Первая попытка демократизации искусства была предпринята Товариществом передвижных художественных выставок. Следующий шаг в этом же направлении сделал Боголюбов, основав первый в России общедоступный музей.

Мысль о его создании возникла у Боголюбова еще в 50-е годы, в период заграничного пенсионерства. "С тех пор, - писал современник, - на всем, что он приобретал и что ему дарили по части предметов искусства и книг. . . немедленно появлялась метка: "Р. М." (Радищевский музей). Свою художественную коллекцию Боголюбов решил принести в дар Саратову. И не случайно. Вот как он объясняет это в дневниках: "Мысль об учреждении музея и школы в родном моем городе Саратове меня всегда занимала, тем более, что дед мой, известный литератор екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым дворянином. . . но. . . независимо от личных чувств, привязанности к родной губернии, во мне созрело убеждение, что именно Саратов, как один из самых важных центральных пунктов нашего края, представляет особенные удобства и удовлетворяет действительным потребностям в затеянном мною предприятии". Создавая музей, Боголюбов хотел "оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда. С другой стороны, - объяснял он, - я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества".

Много энергии и упорства потребовалось Боголюбову, чтобы преодолеть трудности, связанные с устройством музея в Саратове. Косность и упрямство большей части городского управления затянули дело основания и открытия музея на восемь лег.

Много препятствий надо было преодолеть, чтобы добиться высочайшего разрешения на название музея "Радищевским". И еще долго после этого в придворных кругах не могли успокоиться - "на каком основании в Саратове музей назван Радищевским - именем революционера".

Боголюбов связал первый музей в провинции с именем своего деда, А. Н. Радищева, автора крамольного "Путешествия из Петербурга в Москву".

29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея.

На другой день Радищевский музей был открыт бесплатно для публики. К 10 часам утра у входа собралась многотысячная толпа. В здание впускали по пятьсот-шестьсот посетителей. С 10 часов утра до 3 часов дня в музее побывало 2700 человек, но не все желающие успели осмотреть его в тот же день. Это совершенно небывалое явление в художественной жизни России воочию убеждало, насколько важным и необходимым было начатое Боголюбовым дело.

Стоит еще раз напомнить, что в 1885 году Третьяковская галерея была частным собранием, а двери Русского музея открылись для широкой публики тринадцать лет спустя после создания музея в Саратове.

После открытия в 1885 году первого провинциального художественного музея, основанного Боголюбовым в Саратове, по всей России прошла волна организации художественных музеев. Вслед за Саратовским музеем возникают музеи в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах России.

Саратовский музей был открыт в 1885 году, Русский музей в Ленинграде был открыт тринадцать лет спустя после Саратовского музея.

После открытия музея Боголюбов с еще большей энергией продолжает заботиться о музее и пополнении его коллекции, а также об открытии рисовальной школы при нем. Здесь Боголюбов сталкивается с еще большей косностью "отцов города".

Он так и не дождался открытия школы, которое состоялось в феврале 1897 года, спустя три месяца после смерти Боголюбова. Школа носила в честь его название - "Боголюбовское рисовальное училище".

Боголюбов завещал любимому своему детищу - музею и рисовальной школе - все свое имущество и капитал в сумме двухсот тысяч рублей.

Прогрессивные устремления Боголюбова, преданность его русской культуре определили и общественную позицию Боголюбова во Франции, где он прожил четверть века.

Парижский период его жизни начинается с 1873 года. Вынужденный покинуть родину из-за серьезной болезни сердца, художник оставался за границей до конца своих дней. Но почти каждое лето Боголюбов приезжал в Россию. Он сохранил верность родине и жил интересами русского искусства.

В парижской мастерской Боголюбова постоянно собирались русские художники. Здесь часто бывали Репин, Поленов, Антокольский, Верещагин, Похитонов и многие другие.

Русские художники также постоянно бывали у генерала Татищева и в доме знаменитой певицы Полины Виардо, где слушали превосходную музыку и лучших европейских музыкантов. Боголюбов вспоминает, что там он познакомился с Сен-Сансом, Золя и многими другими представителями французской культуры.

"Все шло под эту кровлю высокого художества, - пишет Боголюбов, - считая честью быть у гениальной певицы и музыкантши.. . Бывали тут и литературные утра, - продолжает он, - организованные И. С. Тургеневым для усиления средств русской учащейся в Париже молодежи, которую он поддерживал, не зная отказа".

"Вторники" Боголюбова и "четверги" Тургенева как бы предшествовали организационному сплочению русских художников, последний толчок которому дала русско-турецкая война. "Радостная весть, что Плевна пала, - вспоминал Боголюбов, - нас ободрила, мы порешили в день ее взятия основать в Париже О-во взаимного вспомоществования русских художников. Сейчас собрали картины, рисунки для лотереи, которую здесь же разыграли... написали устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев".

Связь Боголюбова с передовым русским искусством не нарушалась и тогда, когда он жил во Франции. Руководимый им русский художественный кружок в Париже не только объединял художников, живших вдали от родины, но и создавал им условия для работы. Предоставляя же приют и помощь молодым художникам, которым Академия отказывала в своем покровительстве, русский художественный кружок тем самым противостоял реакционной Академии и способствовал развитию национального искусства. "Интересы этого кружка были не парижские, а русские вообще", - как говорил М. М. Антокольский.

Когда И. К. Репин за границей в 1874 году остался без денег, Боголюбов устраивает ему выгодный заказ, и молодой художник может снова приняться за картину "Садко".

Через посредство Боголюбова очень часто получали выгодные заказы Крамской, Савицкий, Поленов и другие. Цены на эти заказы обычно устанавливал сам Боголюбов, выговаривая при этом возможно более выгодные условия для художников.

В 1874 году целая плеяда молодых русских художников, пенсионеров Академии художеств, в числе которых были Репин, Поленов, Харламов, Савицкий, Верещагин, Антокольский, Беггров и другие, находит себе приют в Париже у жившего там Боголюбова.

Живя во Франции, Боголюбов, как всегда, много" и плодотворно работает. О его пейзажной манере этой поры, кроме упомянутых видов Вёля, дают представление десятки этюдов, хранящихся в Саратовском музее. Один за другим он создает их в живописных уголках Нормандии, Голландии, Швейцарии, Италии. Раньше пейзажи Боголюбова изобиловали деталями - теперь он стремится к обобщенности форм, передает через образы природы свои мысли и чувства, достигает большой выразительности в очень небольших по размеру полотнах. Это придает живым наброскам с натуры характер этюдов-картин. Пейзажи "Суда в гавани Дьепп", "Скалы в Фекане", "Мельница в Вёле", "Прачки в Нанте" полны света и воздуха. Воздух окутывает густую зелень, тугие мачты и паруса. На поверхность воды ложатся отражения с бесконечным разнообразием цветовых оттенков. Близкие по технике исполнения то к барбизонской, то к импрессионистической манере письма, этюды Боголюбова, тем не менее, очень непосредственны и несут на себе печать его индивидуального живописного почерка.

Но даже в эти годы, работая по преимуществу над пейзажем, он все же возвращается к изображению баталий и видовых перспектив В 1877 году Боголюбов едет на театр военных действий и тогда же заканчивает работу над картинами "Взрыв турецкого монитора" и "Высадка в Мачин корпуса генерала Циммермана". Полотно "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае" закончено позднее - в 1881 году. А в конце 70-х-начале 80-х годов Боголюбов создает целый ряд панорамических видов - "Нижний Новгород", "Москва с Хамовнической набережной", "Голицынская больница", "Москва, Волхонка" и др. По сравнению с ранними перспективами они более живописны и сочетают в себе традиции перспективного видового пейзажа, унаследованные художником от Академии, с реалистическими началами его пейзажной живописи с натуры.

Живописное дарование Боголюбова наиболее полно раскрылось в пейзажах 80-х годов. Этюд "Ферма в Шамбодуане", передающий прелесть и обаяние ранней осени, и пейзаж осеннего Шевенингена, написанный в сдержанной серебристой гамме, можно назвать шедеврами Боголюбова. Если в его этюдах 70-х годов цвет играл едва ли не самодовлеющую роль, то теперь - это один из пластических элементов, помогающих художнику выразить свои чувства через образ и состояние взволновавшей его природы.

Уже в 60-70-е годы современники считали Боголюбова художником, великолепно усвоившим современную европейскую технику живописи и "сочинительство" пейзажа. Но и тогда среди его работ более всего отмечали своеобразно-неповторимые маленькие этюды. Именно в них, и особенно в последний период творчества, в полной мере развернулось реалистическое дарование Боголюбова. Заметим, что во французском искусстве в эти годы ясно наметились тенденции субъективного истолкования действительности. Но Боголюбов остался верен реалистической правде до конца жизни. Даже незадолго до смерти он пишет жизнерадостные, оптимистические пейзажи, покоряющие мягкой лирикой и глубиной содержания. Совсем маленький этюд сохраняет прелесть живого восприятия природы и вместе с тем несет в себе значительность законченного произведения; в этом - одна из отличительных черт пейзажей Боголюбова, которая ставит его на особое место в истории русского пейзажа XIX века.

Совершенно по-новому Боголюбов изображает в своих последних полотнах море. Картина "Прибой в Ментоне" (Центральный военно-морской музей) полна суровой правды и совсем лишена эффектных деталей, присущих маринам Айвазовского и Судковского. Грозовое небо затянуто золотящимися по краям тяжелыми, мрачными тучами. Море, отражая последние лучи солнца, сверкает и пенится, подкатываясь к отлогому берегу. На горизонте - едва различимый силуэт одинокой накренившейся мачты. Сопоставление двух могучих стихий - мрачного грозового неба и растревоженного моря - исполнено глубокого драматизма.

Не менее значительны и интересны, чем картины и этюды Боголюбова, его рисунки. Это самостоятельная, значительная область в творчестве художника, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что только в собраниях Русского музея в Ленинграде и Саратовского художественного музея хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, они далеко не все равноценны.

Виртуозность и мастерство, присущие рисункам Боголюбова, пришли к художнику не сразу. Они явились в результате упорной работы в течение десятилетии, благодаря тому что Боголюбов почти не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения, воспоминания или мысли на всем, что оказывалось у него под рукой: будь то визитная карточка или каталог последней выставки, тетрадь или миниатюрный блокнот.

Наряду с путевыми случайными набросками художник создал целый ряд крупных станковых рисунков, к которым он приходил через многочисленные эскизы и наброски. Таковы его "Взрыв монитора", "Дело Шестакова и Дубасова", "Буря", "Крушение судна", а также блестящие отмывки тушью, как "Шевенинген" в Третьяковской галерее, "Венеция", "Барбизон" и другие в собраниях Саранского художественного музея.

Кроме этого, Боголюбов много работал над литографией, офортом и росписью фарфора, а также исполнял работы по стенной живописи.

Последователь академических правил в своей видовой перспективной живописи даже последних лет, создатель документально точной истории русского военного флота, Боголюбов еще в молодые годы испытал влияние французской и немецкой школ пейзажной живописи. Работая в одном жанре, даже в зрелые годы, он следовал канонам; в другом - пейзажном - выступал как новатор. Эти стороны творчества, совмещаясь на протяжении всей его жизни, имели между собой мало общего. "Сочетание в творчестве Боголюбова двух направлений, - пишет А. А. Федоров-Давыдов, - одного, связанного с традициями Академии художеств, и другого - с реализмом и пленэром, заставляет сопоставить его творчество в какой-то мере с такой же двойственностью искусства В. Д. Поленова". Подобное сосуществование различных интересов встречается в творчестве и некоторых других русских художников. Кроме А. П. Боголюбова и В. Д. Поленова к ним в первую очередь, очевидно, следует отнести И. П. Похитонова.

Творческий путь Боголюбова - замечательный пример самоотверженного труда и преданности своему делу, замечательный пример борьбы за овладение высоким живописным мастерством, глубоким реалистическим искусством. Начав работать в период, когда пейзаж еще считался второстепенным жанром, когда процветали пейзажи с эффектным освещением, красивыми замками и развалинами, Боголюбов через свой полувековой творческий путь уверенно пронес и сохранил большое и глубоко реалистическое искусство.

Творчество и общественно-художественная деятельность А. П. Боголюбова - интересная, своеобразная страница в истории русской культуры второй половины XIX века, в истории русско-французских связей.

111.gif
Форма заказа
Ваше Фио*
Email
Телефон*
с кодом города
Комментарий
Введите слово с картинки*
CAPTCHA
* обязятельно для заполнения
Читать онлайн

Издание осуществлено в Самаре в 2006 году при поддержке депутатов Саратовской Областной думы третьего созыва.

До этого книга издавалась только один раз, тираж издания не был большим, поэтому не у всех желающих была возможность её прочесть. Важно то, что «Записки моряка-художника» - единственная возможность близко познакомиться с Алексеем Петровичем Боголюбовым не только как художником, но и как интереснейшей личностью, ведь по жанру его произведение представляет собой подробнейший дневник, который охватывает множество событий из жизни художника, начиная с самого раннего его детства.

К величайшему сожалению потомков А.П.Боголюбова, книга не была завершена, в ней нет описания тех лет, когда Боголюбовым осуществлялся проект по созданию в Саратове знаменитого Радищевского музея, но уже та часть его жизни, которая нашла свое отражение на страницах рукописи, дает всем нам уникальный шанс понять душу художника. Новое издание интересно прежде всего тем, что автором вступительной части к книге является московский искусствовед Нонна Валерьевна Огарева.

Конкурс «Забытые услышать голоса...» К 190-летию А.П. Боголюбова завершен
03.04.2014

14 марта 2014 года состоялся очный тур конкурса «Мир русского искусства». Участникам конкурса было предложено угадать авторов и названия картин русских художников...

Выставка «Путешествие длиною в жизнь»
27.03.2014
В Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева состоится открытие выставки «Путешествие длиною в жизнь», посвященного 190-летию А.П. Боголюбова...
Конференция "Алексей Боголюбов – Художник, просветитель, меценат, коллекционер"
27.03.2014
Чтения пройдут на фоне выставки «Русcкий Париж: А.П. Боголюбов и художники его круга» из собраний Саратовского Радищевского музея и других российских музеев...
Западноевропейская гравюра II пол. XIX века из коллекции А. П. Боголюбова. II часть
27.03.2014
В графическом зале представлены работы художников барбизонской школы, к которой тяготел и сам А. П. Боголюбов, и тех, кто испытал её влияние.
Западноевропейская гравюра I пол. XIX века из коллекции А. П. Боголюбова. I часть
26.03.2014
В 1885 году был открыт Радищевский музей. Его основатель – А. П. Боголюбов передал в дар музею всю свою коллекцию...
Церемония награждения лауреатов и призеров конкурса «Путешествие длиною в жизнь»
21.03.2014
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева проводит церемонию награждения и открытие выставки лауреатов и призеров областного конкурса «Путешествие длиною в жизнь», посвященного 190-летию А.П. Боголюбова.
Виртуальный каталог выставки «Путешествие длиною в жизнь». Поддержите творчество своих друзей…
03.03.2014

В феврале 2014 года на портале «Новости Радищевского музея» опубликован виртуальный каталог, где представлены работы...

Радищевский музей участвует в Пименовских чтениях
18.12.2013
Диалогу между православной церковью и саратовской интеллигенцией способствуют ежегодные Пименовские чтения...
Репродукция картины А.П. Боголюбова в Трепоре (Франция)
25.07.2013
к 190-летию со дня рождения А.П. Боголюбова
Этим летом жители и гости французского портового города могут увидеть стенд с изображением картины известного русского художника – пейзажиста А.П. Боголюбова. В самом центре набережной, откуда открывается вид на море, старинный маяк на пристани и каменный мол, установлен стенд с репродукцией картины А.П. Боголюбова «Возвращение в порт Трепор в полную воду» (1876. Холст, масло 24х32,5).
День Рождения Алексея Петровича Боголюбова — 2013
02.04.2013
29 марта 2013 года исполнилось 189 лет со дня рождения основателя Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева, замечательного русского художника Алексея Петровича Боголюбова. В связи с такой знаменательной датой по сложившейся традиции музей дарит подарки — и имениннику, и нашим посетителям.

Традиция проведения научных Чтений, посвященных памяти основателя Радищевского музея, внука А.Н.Радищева, художника, мецената, общественного деятеля Алексея Петровича Боголюбова, сложилась в Радищевском музее последнее десятилетие ХХ века.

Состоявшись впервые в 1994 году, они проходили ежегодно до 2000 года. 

1994 г., 30 марта - 1 апреля – I Боголюбовские чтения

1995 г., 29-31 марта – «Дворянские усадьбы Саратовской губернии»

1996 г., 28-29 марта – «Итоги научной работы СГХМ имени А.Н.Радищева»

1997 г., 26-28 марта – «Проблемы художественного воспитания и образования», к 100-летию открытия 

Боголюбовского рисовального училища 1998 г., 9-10 апреля – «Экспозиционно-выставочная работа художественного музея» 

1999 г., 28-31 марта – «Художественные коллекции музеев и традиции собирательства», к 175-летию со дня рождения А.П.Боголюбова 

Предметом внимания были те темы, говорить о которых давала возможность универсальная личность А.П.Боголюбова, или то, что становились наиболее актуальными на определенном этапе научно-исследовательской деятельности музея: художественное воспитание и образование, художественные коллекции и традиции собирательства, экспозиционно-выставочная работа в музее, проблемы русской усадебной культуры. За семь лет в Боголюбовских чтениях приняли участие сотрудники музеев Москвы, Петербурга, многих российских городов (Ульяновска, Самары, Казани, Калуги, Пензы, Александрова Владимирской области). Кроме представителей музейного сообщества в Чтениях участвовали специалисты научно-исследовательских институтов, университетов, художники, музыканты.

На VII Боголюбовских чтениях «В.Э.Борисов-Мусатов» и «саратовская школа», состоявшихся в 2000 году к 130-летию В.Э.Борисова-Мусатова, музей обратился к одной из важнейших в своей научной деятельности тем: всестороннее исследование явления, именуемого «саратовской школой». Она оказалась столь многогранной, что дала импульс для проведения позднее научно-практической конференции «Павел Кузнецов – мастер ХХ века», приуроченной к 125-летию художника. Не входя, строго говоря, в общий счет Боголюбовских чтений, конференция прошла в русле лучших традиций их проведения.

В 2002 году прошли VIII Боголюбовские чтения «Радищевский музей: история, настоящее, будущее». Рассматривались общие проблемы существования музеев и конкретные вопросы – реконструкции и реставрации музея, взаимоотношения музея и публики, перспективные направления образовательной деятельности, внедрение новых информационных технологий.

«Пути русского символизма: провинция и столица» - такова была тема IX Боголюбовских чтений, состоявшихся в 2004 году. 100-летие саратовской выставки «Алая роза» (1904), ставшей прологом к московской «Голубой розе» (1907) стало поводом вновь обратиться к жизни и творчеству художников «саратовской школы», к анализу вклада, который они внесли в развитие отечественной культуры.

Сроки проведения - 30 октября - 2 ноября 2006 года

С 30 октября по 2 ноября 2006 года Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева провёл X Боголюбовские чтения, посвященные 110-летию памяти А.П.Боголюбова, основателя музея, известного художника, общественного деятеля.

Тема X Боголюбовских чтений – Классический музей в ХХI веке. Изучение и представление музейных коллекций. 3-4 апреля 2008 года состоялись ХI Боголюбовские чтения, приуроченные к традиционной для Радищевского музея дате - дню рождения Алексея Петровича Боголюбова, замечательного художника-пейзажиста, основателя музея. За полтора десятилетия проведения на Боголюбовских чтениях были рассмотрены самые разные и актуальные темы, посвященные истории и изучению коллекций Радищевского музея, его роли в художественном образовании и культуре края. На этот раз традиционная научно-практическая конференция, можно сказать, подвела итог определенному этапу в жизни музея, явилась своеобразным смотром творческих сил коллектива.

В октябре прошлого года в открывшемся после семилетней реставрации-реконструкции историческом здании музея перед зрителем предстала новая экспозиция классического русского и зарубежного искусства. Целые разделы экспозиции, множество не экспонировавшихся ранее памятников достойным образом представили богатейшее музейное собрание, продемонстрировали значительный научный и творческий потенциал сотрудников музея. Программа ХI Боголюбовских чтений была сформирована таким образом, что в докладах и сообщениях участников конференции можно было проследить путь экспоната от его строго научного определения и исследования до представления публике в экспозиции и на выставках, в каталогах, путеводителях и публикациях, а также его информационно-визуального представления виртуальному зрителю на сайте музея. Качественными мультимедийными презентациями, визуально поддерживающими содержательную сторону, сопровождались практически все выступления.

В 2010 году XII БОГОЛЮБОВСКИЕ ЧТЕНИЯ проходили с 28 июня по 1 июля и были посвящены 125-летию Саратовского Радищевского музея. Конференция под названием «Собирательство как феномен культуры» освещала следующий круг тем: - российские и зарубежные коллекционеры XIX -XXI века; - собиратели музейных коллекций; - общественные и частные собрания, домашние «музеи»; - собирательская деятельность музеев на современном этапе; - виртуальные музеи, коллекции, галереи.

28 и 29 марта 2012 года в Саратовском Радищевском музее состоялись традиционные, XIII по счету, Боголюбовские чтения. Всем ещё памятны XII Боголюбовские чтения, прошедшие в год 125-летия музея, с участием многочисленных гостей из самых разных российских музеев. На этот раз в Чтениях приняли участие только сотрудники Радищевского музея. Основную часть традиционно составили выступления, посвященные изучению музейной коллекции.

Радищевский музей на торжествах  по случаю 80-летия Волжского района г. Саратова
18.11.2014
Радищевский музей поздравляет Волжский район г. Саратова с 80-летием и желает ему развития и процветания!
В.Д. Поленов «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру…»
17.11.2014
Посетители выставки «У Боголюбова в Париже» могут увидеть известные картины Василия Дмитриевича Поленова из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Радищевского музея и музея-заповедника мастера в Тульской области...
От А.П. Боголюбова в библиотеку поступили французские издания...
07.11.2014
«Библиотека Радищевского музея »  его ровесница, и жизнь ее началась с момента учреждения самого музея. Да это и вполне оправдано, т.к. без книг, учебных пособий невозможно было образование, эстетическое развитие молодежи, а именно эту главную цель преследовал, создавая художественный музей, его основатель художник, профессор живописи А.П. Боголюбов... 
…Боголюбову было подарено огромное блюдо…
06.11.2014
В конце 1875 года на боголюбовских «вторниках» возникла идея устроить керамическую мастерскую, где могли бы работать русские художники.
 Алексей Боголюбов – художник, просветитель, меценат XIV-е Боголюбовские чтения
05.11.2014
Научная конференция, посвященная 190-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова, проходила 1-3 октября на фоне выставки «У Боголюбова в Париже».
Итоги твиттер-экскурсии по выставке «У Боголюбова в Париже»
05.11.2014
30 октября впервые в Саратове Радищевский музей провел твиттер-экскурсию по выставке "У Боголюбова в Париже". Уникальность данного мероприятия заключалась в том, что параллельно с реальной экскурсией, проводимой сотрудниками музея, велась ее трансляция в интернете. 
Традиционная панихида по А.П. Боголюбову
31.10.2014
По многолетней традиции Радищевский музей проводит панихиду по А.П. Боголюбову.
...На вечерах у Виардо…
28.10.2014
Благодаря И.С. Тургеневу русские художники имели возможность постоянно посещать вечера в доме известной певицы Полины Виардо. В «Записках моряка-художника» Боголюбов вспоминал, что на этих вечерах «…случалось слушать превосходную музыку, самых лучших артистов, знаменитых певцов и певиц. …
Твиттер-экскурсия по выставке «У Боголюбова в Париже»
27.10.2014
Радищевский музей подхватывает эстафету у Государственного исторического музея и объявляет о первой твиттер-экскурсии.
«По роду я саратовец…» Программа акции «Ночь искусств 2014»
24.10.2014
Программа акции «Ночь искусств 2014»
…Под небом Парижа
22.10.2014
Париж, 1870-е годы: изящные дамы, затянутые в тугие корсеты, степенные кавалеры в выходных костюмах, путешественники, с восторгом глядящие вокруг себя, – тысячи лиц мелькали на улицах города. С наступлением темноты в многочисленных кафе зажигали огни, семейные пары, шумные компании, одинокие мужчины заполняли залы...
Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в Париже
14.10.2014
Ярким событием в жизни парижского кружка русских художников стало празднование в мастерской Боголюбова нового года – по русскому календарю...
Боголюбовская мастерская на Рю де Рома
08.10.2014
В 1870-х годах в Париже жило немало русских художников, многие из которых были пенсионерами Петербургской Академии художеств... 
Алексей Боголюбов и Радищевский музей. Программа выходного дня
25.09.2014
Приглашаем всех неравнодушных к русскому искусству и просто желающих провести интересный воскресный день в музейных залах...
Программа ХIV Боголюбовских чтений  "Алексей Боголюбов – художник, просветитель, меценат"
24.09.2014
16.10 – 17.30 – экскурсия по выставке «У Боголюбова в Париже. Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство. Скульптура. Из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея...
«У Боголюбова в Париже». Выставка к 190-летию художника
18.09.2014
25 сентября 2014 года открывается выставка «У Боголюбова в Париже», которая посвящена жизни и творчеству русских мастеров в столице Франции в 1870–1890-х годах...
День рождения А.П. Боголюбова в Москве
10.04.2014

В день рождения А.П. Боголюбова, 28 марта, когда в Радищевском музее в Саратове, награждали участников конкурса детского творчества, посвященного 190-летию основателя музея...

Многопарусный корабль Боголюбова
09.04.2014
28 марта в Петровском зале музея Радищева общественность Саратова торжественно отметила 190-лет со дня рождения выдающегося художника, коллекционера, общественного деятеля, основателя Саратовского Радищевского музея А.П. Боголюбова (1824 - 1896 г.г.).
В Радищевском музее был торжественно отмечен  День мецената
04.04.2014
28 марта 2014 года в день рождения основателя Радищевского музея Алексея Петровича Боголюбова впервые в Саратове торжественно был отмечен День Мецената.
«Путешествие длиною в жизнь» в рубрике «Взгляд-культура»
04.04.2014
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева в рамках сотрудничества с Информационным агентством «Взгляд-инфо»...

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"