Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Коллекция М.Н. Галкина-Враского

   

ПРЕПОДНОШУ РАДИЩЕВСКОМУ МУЗЕЮ...

     В апреле 2016 года исполняется 100 лет со времени кончины известного государственного деятеля пореформенной России Михаила Николаевича Галкина-Враского (1834-1916). В 1870-е годы он служил губернатором в Саратове и за свою плодотворную деятельность был удостоен звания почётного гражданина не только губернского, но и ряда уездных городов. М.Н. Галкин-Враской участвовал в создании Радищевского музея, Университета, Консерватории.

Обозревая свой жизненный путь, Михаил Николаевич в конце его мысленно вновь обратился к Саратову, как месту, где по многим заслугам могла бы храниться о нём память. В знак нерушимой связи с саратовской землёй, он завещал Радищевскому музею художественную коллекцию, собиравшуюся в течение жизни. Для Саратовской Учёной архивной комиссии он отобрал документы из своего архива. Михаил Николаевич интересовался европейской и отечественной живописью, скульптурой, графикой, собрал прекрасную коллекцию русской мебели конца XVIII–начала XIX века, отдавая предпочтение классическому стилю. Всегда привлекала его культура стран Востока.

Коллекция М.Н. Галкина-Враского существенно обогатила музей, но судьба её оказалась не простой. Она была доставлена в Саратов 21 мая 1916 года. Ситуация в стране была тревожной: шла мировая война, надвигалась революция. Целиком коллекция выставлена не была.

В обновлённую в 1921-1924 годах экспозицию Радищевского музея вошли портрет Екатерины II кисти И.Б. Лампи, «Гавань, освещённая луной» Ж. Верне, «красивая ранняя работа Айвазовского», «первоклассные по качеству, два стула стиля ампир с лирами в спинках и стол в египетском стиле», инкрустированный стол в форме боба, «Амуры-музыканты» К.М. Клодиона, рисунок Ораса Верне «Странствующие музыканты», «стулья с инкрустацией из гравированной кости середины 19 века», восточная керамика*. Почти все эти предметы и ныне входят в постоянную экспозицию, ещё – бронзовая курильница начала XIX века, картина «Нева ночью» Л.Ф. Лагорио, «Киргиз на лошади» А.О. Орловского.

В 1920-1930-е годы, при всеобщем перераспределении музейных ценностей, не заботились о целостности личной коллекции, тем более, что для новой власти М.Н. Галкин-Враской был лишь царским чиновником, ушедшим в небытие вместе со старым режимом. С 1920 по 1933 год предметы, им собранные, передавались в Областной, Археологический, Антирелигиозный музеи Саратова, в Вольск, Балашов, Калмыкию, в театры, бронетанковую школу, «финотдел», Госфонд, Об этом говорят пометки в первой инвентарной книге музея, где была записана поступившая коллекция. Обычно, сведения о перемещении предметов подписаны хранителями: Дм. Прокопьевым и А. Ручьёвой.

* Радищевский музей в Саратове. Краткий обзор. Составил и издал Дм. Прокопьев Саратов,1924.

В первую очередь, из основного хранения были изъяты фотографии. Частично они обнаружены теперь в Саратовском музее краеведения и историческом архиве Радищевского музея. Обеднели разделы живописи (из 30 картин осталось 17), скульптуры (из 14 осталось 5). В город Вольск были переданы работы И. Айвазовского и А. Орловского. В 1930 году была реквизирована для конторы «Антиквариат» картина Яна ван Гойена «Пейзаж с хижиной», видимо, лучшая в коллекции. В 1933 в Госфонд отправлены бронзовые скульптуры. Некоторые предметы не имеют современных инвентарных номеров и сведений о перемещении. Их описаний не сохранилось. Почти каждый раздел нашего каталога завершается рубрикой: «Местонахождение неизвестно».

Вдобавок, к судьбе коллекции, из старой инвентарной книги исчез лист, на котором начиналась её запись. Вместе с листом выпало из инвентаря и имя дарителя. Запись слилась с предыдущими поступлениями из Академии Художеств. Многие предметы до последнего времени числились в учётных документах и не однажды публиковались, как поступившие из Академии. Будто предвидя такой оборот дела, Михаил Николаевич снабдил некоторые картины бумажными наклейками со своей монограммой, поэтому живопись была записана в новый инвентарь, как посмертный дар М.Н. Галкина-Враского.

В настоящее время состав коллекции пришлось реконструировать. Это стало возможно с помощью различных документов, имеющихся в музее. Например, в архиве хранится письмо Михаила Николаевича от 20 июня 1910 года с предложением принять его коллекцию. К нему приложен список предметов, правда, сделанный другой рукой и сохранившийся наполовину. В нём нет конца, а в инвентаре – начала. В результате изысканий оказалось, что они различаются незначительно. Сравнение их помогло в работе. Некоторых вещей из списка 1910 года в привезённой коллекции не оказалось. Например, картины А.Г. Шлятера «Вид Ревеля», в разделе графики – двух видов Сарепты, литографии с памятника Екатерины II в Екатеринштадте, поставленного колонистами в память переселения в Россию, зато появились рисунки А.П. Боголюбова, Л.О. Пастернака.

В последнее время из Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург) была получена копия Завещания М.Н. Галкина-Враского. Список предметов, завещанных Радищевскому музею, скреплён подписью дарителя. Этот список использовался при записи коллекции в 1916 году. Он содержит немало ценных замечаний, дополнивших каталог.

В марте 1938 года комиссией Саратовского Облисполкома была проведена инвентаризация музейного собрания. Сверка проводилась по старому инвентарю, и лист с началом записи коллекции М.Н. Галкина-Враского, судя по документам, ещё был на месте. Он пропал в период времени между сверкой 1938 года и заведением в предвоенные годы новой, ныне действующей инвентарной книги. Экспонаты распределены в ней по принадлежности к видам искусства, а не к коллекциям. Из Акта проверки 1938 года получены сведения о судьбе некоторых экспонатов, записанных на исчезнувшем листе, например, о краже портрета Александра I на серебряной пластине и натюрморта Яна Давидса де Хема «Плоды» в 1931 году.

В списке 1910 года и старом инвентаре запись коллекции начинает портрет Екатерины II кисти И.Б. Лампи, ему был присвоен номер 5860. Всего на коллекцию пришлось 133 инвентарных номера. Иногда под одним из них даются два или более предметов, так под № 5981 обозначены 63 бронзовые медали, смонтированные на одной доске, а под № 5927 – «шесть гравюр». Фигурирующая в различных источниках цифра «200» примерно соответствует числу предметов, полученных Радищевским музеем в 1916 году.

При записи коллекции предметы были распределены в соответствии с музейной классификацией, например, живописные портреты Александра I и Александра III, находившиеся в списке 1910 года среди фотографий и гравюр, перенесены в раздел живописи. Акварель Н.Н. Гриценко «Московский кремль» из раздела живописи перемещена в раздел рисунка. Благодаря старому инвентарному номеру на обороте установлена принадлежность коллекции «Портрета Александра III» кисти Н.Г. Шильдера, переведённого во вспомогательный фонд. При реконструкции собрания учитывались все номера, присвоенные предметам в различных документах, отметки об их перемещениях.

Коллекция содержит предметы большой художественной ценности, отражает кругозор и эстетический вкус М. Н. Галкина-Враского. Она интересна и как образец собирательства, типичного для своего времени, когда коллекционирование стало почти обязательным для образованного человека. Оно воспринималось, по словам одного из современников, как «серьёзное дело, и дело не одних денег, а труда, умения и любви к искусству». Характерна широта интересов М.Н. Галкина-Враского, не ограниченная рамками страны, эпохи, вида искусства. Им собраны художественные предметы из Италии, Голландии, Японии, Китая, США, Цейлона, Бурятии.

История личных собраний в последнее время стала рассматриваться, как научная проблема в изучении культуры. Большая часть предметов публикуется впервые. Надеемся, что реконструированный каталог собрания станет свидетельством нашей благодарной памяти М.Н. Галкину-Враскому и поможет из глубины прошедших лет высветить образ этой выдающейся личности. Родовой девиз: Avоrum Respice mores («Почитай обычай предков»), напоминающий о необходимости ценить и беречь достояние прошлого, разве не актуален сейчас и не осмысливается по-новому на фоне судьбы этой коллекции.

Красноперова Лидия Петровна

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"