A A A

Нормандия-Волга

Автор: 
Римма Плотникова и семья Карамышевых
Материалы по теме: 

«У Боголюбова в Париже». Выставка к 190-летию художника;   «У Боголюбова в Париже». Вернисаж;   Боголюбовская мастерская на Рю де Рома;   Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в Париже;   …Под небом Парижа;   ...На вечерах у Виардо…;   …Боголюбову было подарено огромное блюдо…;   От А.П. Боголюбова в библиотеку поступили французские издания...;   В.Д. Поленов «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру…»;   «Общество взаимного вспомоществования русских художников» в Париже;   Франция А.П. Боголюбова

  • Боголюбов А.П. Возвращение в порт Трепор в полную воду. 1876 г. Собрание Радищевского музея
 ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Опубликовано в газете «Саратовские вести» № 133 (5202) 9 декабря 2014 года

В культурной жизни Саратова

произошло большое и значимое событие:

выставка в музее А. Н. Радищева

«У Боголюбова в Париже».

Это дань благодарности нашего города человеку, гражданину, патриоту, большому художнику, основателю Музея, занявшего в истории русской культуры достойное место. Музей был впервые открыт в провинциальном городе за семь лет до открытия Третьяковской галереи и за тринадцать лет до открытия Русского музея в Санкт-Петербурге.

Боголюбов и Франция. Связь с этой страной, ставшей для него впоследствии почти второй родиной, началась в 1850-е годы, когда Алексей Петрович познакомился с французским художником Франсуа. Он в свою очередь знакомит русского художника с французскими пейзажистами реалистического направления. «Это знакомство, - как писал позднее Боголюбов, - сделало во мне переворот, и я стал вглядываться, как этот народ, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и прочих светил, ...открывший новую эру французского пейзажа, глядит на натуру». Боголюбов сближается, а затем долгие годы дружит со многими французскими художниками, такими как Верне, Энгр, Делярош, Коро, Добиньи, Тройон, Изабе и другими, и становится одним из первых русских художников, наиболее последовательно и сознательно освоивших новую технику живописи, меняя представления о законченности произведения. Своим упорством в совершенствовании художественного мастерства он удивляет французских Мэтров живописи. Коро часто посещает его мастерскую, а Шарль Добиньи, проникшись к русскому художнику большой симпатией, обменивается с ним этюдами. Вслед за обменами этюдами и картинами Алексей Петрович покупает несколько картин с выставок французских художников. Это начало его будущей богатой коллекции западноевропейского искусства, переданной позже в дар Радищевскому музею. По сей день картины известных французских живописцев, современников художника, таких как Депорт, Мейсонье, Коро, Добиньи, Монье, Буйон, Изабе, Сисери, Тройон, Монтичелли, представляют собой уникальную художественную ценность и являются подлинным украшением музея.

Отдельный зал Боголюбова был в музее не всегда. Сегодня же, как мне кажется, постоянно он находится на первом этаже в первом зале направо. В этом зале тепло, уютно, красиво и трогательно. Ощущение, что ты находишься в гостиной художника (мое личное ощущение). Глядя со своего портрета на входящих посетителей - «гостей», художник как будто очень радушно и гостеприимно встречает их. Здесь портрет его брата - Н. П. Боголюбова, друга и помощника. Как нежна и очаровательна на портрете его горячо любимая жена Наденька, смерть которой после весьма краткого семейного счастья, а затем и смерть маленького сына сильно подорвали здоровье Алексея Петровича. Он практически ослеп. Заботу о нем во Франции взяла на себя баронесса Элиз Шивр. Ее тщательный, добрый и терпеливый уход помог Алексею Петровичу восстановить здоровье, хотя болезнь сердца осталась навсегда. По совету российских и французских врачей ему для здоровья лучше всего был показан климат Франции, и здесь он остается до последних дней. С Элиз Шивр Боголюбов прожил более тридцати лет в гражданском браке. Ради своего супруга она приняла православие и русское подданство. Узнав о желании художника открыть в Саратове художественный музей, она стала его первой жертвовательницей, отдав практически все свое состояние на пользу Радищевского музея и Боголюбовской рисовальной школы! В зале также есть ее портрет работы большого русского художника-портретиста А. А. Харламова-выходца из Саратова. Элиз красива, с изящной прической и несколько погрустневшими глазами. Считают, что это один из лучших портретов Харламова.

Эти, очень близкие и дорогие Алексею Петровичу люди, как бы обрамлены множеством картин небольшого формата, как бы этюдами, нарисованными в живописных уголках городков и местечек нормандского побережья: Вель, Дьепп, Фекан, Этрета, Трепор, Онфлер, Сен-Валери. Позже эти этюды, сохраняющие всю прелесть живой природы, реальной и несущей в себе завершенность картины, стали называть этюдами-картинами. А совсем недавно я узнала, что этот формат «этюд-картина» называют «боголюбовским». На каждой из них чувствуются большая искренность, душевность, чуткость и любовь к изображаемому дорогому сочетанию: вода, земля, человек, его труд и жилище, стихия...

Выставку «У Боголюбова в Париже» мы посетили дважды. Она была особенно интересна для Ариши, моей десятилетней внучки, которая в октябре поехала в город Марсель (Франция) для участия в третьем заключительном туре детского международного конкурса музыкантов, где она завоевала второе место и медаль (фортепиано). В подарок от родителей - поездка в Париж и, конечно, в его Диснейленд. Вечером в гостинице Ариша сказала родителям: «А нельзя ли поехать в Нормандию, ведь на выставке Боголюбова мы видели столько его картин, нарисованных в этой провинции Франции. Само название Нормандия такое красивое и привлекательное...». Артём (брат Ариши) рассказал о норманнах - храбрых воинах, которые под предводительством Гийома (французское имя), или Вильгельма (английское имя) Завоевателя захватили Англию и удерживали её в течение нескольких веков. Английский язык претерпел очень большое влияние французского языка. Николай (папа Ариши) вспомнил о легендарной эскадрилье «Нормандия - Неман», чьи французские пилоты сражались в одних небесах с советскими лётчиками в годы ВОВ на истребителях - самолётах ЯК-1 и ЯК-3, выпускаемых на Саратовском заводе комбайнов. А Катя (мама Ариши) напела очень красивую песню о Нормандии, которую знает со времён учёбы на музфаке пединститута. Интерес к поездке ещё больше возрос.

Ранним утром, взяв арендованный «Пежо», двинулись в Нормандию. Дорога очень живописная. По ее бокам взгляд поражает бархатная ярко - зеленая трава, на которой пасутся очень чистые упитанные коровы и белоснежные барашки и, если бы рядом был еще и пастушок, то просто была бы какая-то идиллия. Въезжаем в Этрета. Начали с этого городка, потому что в доме у нас есть репродукция картины Боголюбова «Отлив. Этрета». Очень хотелось увидеть этот отлив воочию. Очень живая реакция Ариши: «Посмотрите, мы приехали в какое-то сказочное место! Здесь все необычно и удивительно, особенно дома!». Действительно, они невысокие и очень своеобразные. Узнали, что их называют фахверковыми. В туристическом офисе нам советуют пройтись вдоль Алебастрового побережья. Огромные белые меловые скалы. И вдруг опять восторженный возглас Ариши: «Смотрите, какое чудо! Вон скала как огромный слон, пьющий воду из моря. Это какое-то потрясающее чудо! А рядом скала как сказочная башня!». Действительно, это необыкновенное творение природы. Еще нам посоветовали подняться по Тропе таможенников (очень, очень высоко), чтоб увидеть океан, но мы не решились. Главная улица Этрета - улица Ги де Мопассана. Здесь он провел детские и юношеские годы на вилле своей матери. На этой улице его дом под красной черепицей, с балконом и садом. Рядом домик слуги Франсуа в виде баркаса, построенный плотником, но писатель уверял, что это подлинный баркас, выброшенный когда-то на берег и отреставрированный. Еще есть небольшой домик рыбака, покрытый соломой. Около него Ги де Мопассан проводил большие костюмированные народные праздники. Сейчас все эти строения находятся в аварийном состоянии, но хранители надеются на ремонт за счет пожертвований поклонников писателя и туристов. Мы, конечно, внесли свою долю. Хочется сказать: «Господин Ги де Мопассан, а ведь мы встречались с Вами в нашем городе Саратове. Вернее, с персонажами ваших блистательных новелл, столь талантливо представленных и сыгранных актерами нашего драмтеатра. В постановке этого оригинального спектакля, конечно, принимали участие ваши соотечественники, особенно композитор и аранжировщик Жан Кристоф Ламан, подобравший оригинальную музыку французского исполнения и танцы».

Не оставили мы без внимания и памятник «Белая птица», посвященный двум французским пилотам - Шарлю Нэнжессери и Франсуа Коли. Эти два отважных летчика решили в 1927 году совершить на одномоторном биплане беспересадочный полет Париж - Нью-Йорк, но их самолет был в последний раз виден над рифом в Этрета и бесследно исчез. Не предшественниками ли Антуана де Сент-Экзюпери они были?

От Этрета до Фекана можно пройти пешком вдоль побережья (16 км), но время обязывает двигаться на машине. Узнаем скалы, нарисованные Боголюбовым на его этюде-картине. Они действительно величественны и поражают разноцветием, по-видимому, от различных горных пород. Этот городок был любимым для многих писателей и художников Франции.

Две достопримечательности: собор Святой Троицы, где хранится в стволе выброшенной когда-то на берег смоковницы сосуд с каплями крови Иисуса Христа, собранными Иоаном Аримафейским. Еще дворец Бенедиктина, при котором работает завод по изготовлению известнейшего в мире ликера «Бенедиктин», рецепт которого до сих пор содержится в тайне. Очень оригинальна его бутылка с обязательной гербовой красной печатью и этикеткой с тремя буквами DОМ, что обозначает Deo Optima Maximo - Господу Лучшему Величественному. Ну как же не купить такую бутылочку как сувенир? Кстати, в этом городе живёт Жан Кристоф Ле Форестье. Он бывал неоднократно в Саратове, снял фильм о нём, все спектакли А. Кузнецова во Франции. Он дружит с нашим очень известным сценографом и театральным кутюрье Юрием Наместниковым, чьё творчество известно не только в России, но и во Франции. В недавнем разговоре с французом по телефону я поинтересовалась, знает ли он о каком-либо следе Боголюбова, написавшего несколько картин в Фекане. Этим вопросом я его озадачила, и он обещал об этом узнать и сообщить.

Далее городок Трепор. Здесь мы увидели самые высокие меловые скалы и необыкновенный дом, похожий на «Титаник», и вдруг, в самом центре набережной, откуда открывается вид на море, радом с пристанью, маяком и каменным молом, мы увидели стенд с репродукцией картины Алексея Петровича Боголюбова «Возвращение в порт Трепор в полную воду. 1876 г.». Такого мы никак не ожидали. Эта картина для всеобщего показа была выбрана, как нам показалось, с тем, чтобы выразить бесстрашие местных рыбаков, возвращающихся в родной порт, умело проводящих свои парусники в узкий проход между пристанью и молом. Удивительное сочетание воды, земли и людского мужества! В туристическом офисе Трепора мы рассказали, что приехали из России, из города Саратова на Волге, где Боголюбов - автор картины на стенде - создал музей, и где сейчас проходит выставка его картин и среди них есть несколько, написанных в Трепоре. В ответ услышали обычную восторженную реакцию двух француженок: «Да, месье Боголюбов - замечательный русский маринист, одним из первых рисовавший нашу прекрасную Нормандию. Во время туристического сезона мы показываем на стенде картины и других художников, работавших в Трепоре».

Впереди нас ждет Руан, историческая столица Нормандии. Первое же впечатление необыкновенное. Сколько высоких шпилей! Ощущение, что весь город устремлен в небо. Перед собором Руанской Божьей Матери мы просто замерли и, как бы выразились французы, стояли «bouche be» - разинув от восторга рот. Это чудо! Это шедевр «пламенеющей готики» из-за сочетания жёлто-бежево-коричневых тонов. Это невообразимое переплетение тончайших каменных кружев! В этом соборе находится саркофаг, в котором, согласно завещанию великого рыцаря-английского короля Ричарда Львиное Сердце, захоронено его сердце. Саркофаг украшен скульптурой. Тело же его захоронено в Анжу, а мозг в Пуату. Клод Моне, известнейший художник-импрессионист, буквально завороженный красотой этого собора, тайно в течение двух лет рисовал его в разное время суток при разной погоде и оставил более тридцати его изображений, разошедшихся по миру, 6 июня 2010 года в Руане состоялось необыкновенное зрелище. Около ратуши собралось тысяча человек, каждый из которых держал в руках увеличенный фрагмент собора с картины Клода Моне. Придвинувшись друг к другу, они создали как бы живую картину собора во всей его красе. Это явление было сфотографировано с вертолета и помещено в Книгу рекордов Гиннеса. Уже вечереет. Еще надо увидеть и посетить собор Святой Жанны д’Арк, построенный на месте ее сожжения в 1431 году. К сожалению, собор не произвел на нас особого впечатления. Он серого цвета. Крыша его сделана в виде языков пламени, но они почему-то тоже темно - серые и не похожи на настоящие огненные языки. Когда в соборе зажглись огни, то внутри него как бы действительно зажегся костер и, казалось, что сейчас, на наших глазах огонь вырвется наружу. Но... этого не произошло. Около собора столбик с надписью «Sol du moyen age» - почва Средневековья, удостоверяющая, что собор построен на настоящей почве Средневековья, хранящей память о том страшном историческом событии. Рядом с собором продаются в красивых корзиночках конфеты - «Слезы Жанны д’Арк». «Ну как же их можно есть? - спрашивает Ариша. - Они же, наверное, солено-горько-сладкие?». Пробовать мы не стали. Фигурки Жанны д’Арк, корзиночки с конфетами - наши сувениры. Ну как же не купить несколько бутылок, выпускаемых только в Нормандии, кальвадоса и сидра, вкус которых мы ощутили уже дома. Сидр - вкуснейший, очень приятный газированный напиток с насыщенным яблочным ароматом. Наша беседа за небольшим застольем по возвращении из Франции касалась наших впечатлений об увиденном и пережитом: победа Ариши на конкурсе, нашем визите в Диснейленд, благодарности музею за выставку его картин Алексея Петровича Боголюбова, позвавших Аришу, столь впечатлительную девочку, а за ней и всех нас в Нормандию - эту Дочь моря и Крестницу Сены (так называют её французы). Думается, что посещение Марселя, Прованса, Парижа и особенно Нормандии останется навсегда самым незабываемым путешествием.

Орфография и пунктуация автора сохранены.


Комментарии: 2
0
Иван
"...как бы обрамлены множеством картин небольшого формата, как бы этюдами, нарисованными..."
Как бы непонятно...
Имя Цитировать 0
0
Алёна
Замечательная статья и замечательная выставка! Мечтаю посетить живописные нормандские местечки, о которых пишет автор...
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"