A A A

К 267 - летию А.Н. Радищева. История одного портрета

Автор: 
Фёдорова Галина, искусствовед

  • К 267 - летию А.Н. Радищева. История одного портрета

Именно в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева находится единственный подлинный прижизненный портрет, по которому мы представляем себе облик великого русского просветителя.

Художественный музей в Саратове — самый первый в русской провинции. Он был торжественно открыт 29 июня 1885 года и с первого дня носит имя А.Н.Радищева. Таково было желание его внука Алексея Петровича Боголюбова, основателя музея. Он хотел оставить замечательный памятник Радищеву именно в Саратове, так как его дед родился в имении Верхнее Аблязово, принадлежавшем Саратовской губернии.

Саратовский музей с самого начала обладал сотнями интересных экспонатов, но особое место среди них всегда занимали произведения, связанные с Радищевым и прежде всего его портрет. Этот портрет поступил в собрание музея в 1885 году от Николая Петровича Боголюбова, брата основателя музея. Ранее работа принадлежала К.И. Радищевой, тетке братьев Боголюбовых. Скорее всего, это единственное прижизненное изображение великого гражданина России, исполненное еще до ссылки в Сибирь в 1791 году. В это время А.Н. Радищеву было около сорока лет. Он занимал пост директора Санкт-Петербургской таможни, был почтенным отцом семейства, пользовался репутацией образованного, одаренного, безукоризненно честного человека.

Ничто, казалось, не предвещало его трагической судьбы. Но книга «Путешествие из Петербурга в Москву» с критикой самодержавия и крепостничества, круто изменившая его жизнь, уже писалась или была написана. На темном фоне портрета выделяется строгое лицо с высоким лбом, чуть удивленным разлетом бровей, проницательным прямым взглядом, Белый шейный платок и плиссированное жабо, строгий кафтан, отделанный золотистым галуном, темный непрозрачный фон. Ничто не отвлекает внимания от лица. Требовательный взгляд темных глаз, сжатый рот, некоторая замкнутость образа создают ощущение внутреннего драматизма, напряжения, тревоги, передающихся зрителю. Это внутреннее напряжение при внешней простоте портрета выделяет его среди многих произведений XVIII века. Обычная схема изображения дворянина-европейца отступает перед энергией интеллектуализма, излучаемой моделью. Эта конкретность и редкая одухотворенность убеждают, что написан он с натуры. Однако ни имя автора, ни точная дата исполнения нам — увы! — не известны.

В биографии Радищева, написанной его сыном Павлом Александровичем, читаем: «Портретный живописец Михаиле, крепостной его человек, не умел исполнить его мысли (Радищев просил изобразить молящихся святых в келье. — Г.Ф.) и написал четыре фигуры святых, про сто стоящих рядом». Это упоминание дало исследователям повод предположить, что автором портрета Радищева и был как раз этот крепостной Михаило. Но нетрудно заметить, что Павел Александрович прямо указывает на неумелость крепостного самоучки. Вместе с тем портрет, принадлежащий Радищевскому музею, удивителен проникновением во внутренний мир модели и написан вполне уверенной кистью. Постановка фигуры естественна, рисунок лица правилен, есть то самое ощущение сходства, которое свойственно всякому хорошему портрету.

Эта работа послужила основой для нескольких копий и реплик. К числу последних следует, видимо, отнести и работу, хранящуюся в Москве, Московском государственном литературном музее. Этот портрет был исполнен в 1797 году по заказу князя А.Р. Воронцова в селе Андреевском, его имении во Владимирской, губернии. Там портрет и находился до революции.

То, что работа связана с именем князя Воронцова, — понятно. Либерально настроенный аристократ, брат знаменитой Воронцовой-Дашковой, Воронцов находился в дружеских отношениях с Радищевым. Он был одним из тех, кто отвел от Радищева угрозу смертной казни. Дата исполнения портрета — время возвращения Радищева из ссылки.

Портрет точно повторяет композицию работы, принадлежащей Радищевскому музею: погрудное изображение, поворот три четверти влево. Изменения частично коснулись одежды, но наличие некоторых деталей свидетельствует о том, что оба портрета связаны между собой, скорее всего как оригинал и копия вариант. Но больше всего измени лось лицо. На щеках легли серые тени, взгляд, полный достоинства, стал недоверчивым и отстраняющим, рот едва заметно кривился в гримасе то ли боли, то ли страдания, волосы – отдельными прядями. И все же работа производит впечатление и кажется полуфантастической. Рядом с ней выразительным и бесспорным кажется портрет нашего музея, по которому миллионы людей представляют облик гражданина России. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410031 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"