Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Радищевский музей принял участие в VII научно-практической конференция «Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

19–22 октября 2021 года в Государственном историческом музее состоялась VII научно-практической конференция «Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков», посвященная памяти историка и искусствоведа Нины Александровны Ашариной (1938–1992).

В конференции приняли участие искусствоведы, историки, сотрудники музеев и архивов, реставраторы. Рассматривались такие важные для современного искусствоведения и музееведения вопросы, как атрибуция и введение памятников декоративно-прикладного искусства в научный оборот; вопросы методологии и терминологии применительно к этим предметам, а также их иконография.

В числе немногих региональных учреждений культуры был представлен Саратовский Радищевский музей – заведующая отделом зарубежного искусства Татьяна Савицкая выступила с докладом «Художественная программа бокала с питейными сценами по эскизу Л. Фольца как отражение правил жизни и эстетических идеалов немецкого общества XIX века».

Данный эскиз Л. Фольца, датируемый началом 1840-х годов, поистине оказался знаковым для эпохи историзма – он воспроизводился, с некоторыми изменениями, ведущими керамистами Германии до конца XIX века. Бокал Радищевского музея был изготовлен фирмой Виллеруа и Бох около 1880 года и, видимо, сразу же был приобретен основателем музея А.П. Боголюбовым.

Объясняя причины популярности модели Фольца, докладчик рассмотрел содержание изображенных сценок и комментариев к ним, а также эстетических качеств и стилистических особенностей бокала.

По тулову бокала на спиралевидном фризе представлена многофигурная композиция, состоящая из различных сцен пития, наглядно демонстрирующих его пользу и вред. Параллельно расположен фриз с надписями, размещенными в картушах в виде арочных щитов. Из-под ножки выползают гномы, поддерживающие тулово бокала. Четыре верхних сценки говорят о пользе пития, четыре нижних – о вреде злоупотребления «напитком».

В докладе показано, как через сцены пития и комментарии к ним здесь раскрываются правила жизни немецкого «среднего класса» – основного потребителя бытовой керамики эпохи историзма.

Прежде всего, это соотношение труд-отдых. Отдых оказывается такой же важной и угодной Создателю частью жизни, как труд. Подчеркивается роль «доброго напитка» как неотъемлемого элемента досуга, отдыха, общения. Однако также предлагает целый набор дидактических сценок, обозначающих последствия злоупотребления им. Ясно, что именно мера является ключевым понятием, которое определяет грань между пользой и вредом пития.

Понятия меры, умеренности, расчета, также как юмор и самоирония относятся к основным составляющим менталитета «среднего класса», живущего за счет своего труда и знающего ему цену. Художник в своей трактовке питейных сцен поднимается до христианско-этических высот визуального назидания: исчезает мера – нарушается Божья воля, т.е., как выразительно показывает сценка карточной игры, – «тут же черт рядом». И часы отдыха, и напиток посылает Создатель, поэтому использовать это нужно как Божий Дар, с разумением и благодарностью.

Совместное пение, тема которого тоже получила отражение в повествовании, чрезвычайно важна для Германии XIX века – как способ единения нации. Песенные общества – самые многочисленные общества Германии этого времени, а постоянно проводимые ими общенациональные и региональные фестивали имели огромный резонанс.

Мир пивной керамики – это «мужской мир», тем не менее, здесь присутствует и социально-гендерный аспект. На бокале изображена только одна женщина – но не как участник пирушки, а как спасительница мужчины, его домашний ангел, пытающийся вытянуть спутника жизни наверх, не дать ему увязнуть в болоте пивного пьянства. Роль женщины определена здесь ее традиционным местом – хранительницы домашнего очага.

В целом повествование, представленное на бокале, отражает образ жизни и поведенческие стереотипы немецкого «среднего класса», его традиционные правила достойной жизни. Но эти правила изложены здесь с юмором и иронией, в виде выразительных, живых сценок, что также способствовало популярности этой воплощенной в керамике занимательной проповеди.

В дизайне бокала органично сочетаются элементы готики и ренессанса, которые являются для немцев эпохи историзма основными составляющими понятия «старонемецкий стиль». Эстетические качества предмета, завершенность его формы и сложной спиралевидной композиции, а так же выразительность выразительности каждой сценки, с четкой проработкой характерных «говорящей» деталей, показывают высокое мастерство автора эскиза – известного скульптора и архитектора.

Поэтому неудивительно, что его эскиз был воспринят художниками – современниками Л. Фольца как программа, которая должна задать направление развитию декоративно-прикладного искусства. Это подтверждает удивительный факт – два первых варианта бокала, выполненные в 1840-х гг., стали объектами для живописи. Картины, на которых они изображены – своего рода манифесты, декларирующие важность развития декоративно-прикладного искусства. Бокал, экземпляр которого находится в Радищевском музее, показывает, каким должен быть его современный уровень этого вида искусства, на какие образцы следует ориентироваться немецким мастерам. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры