21.12.2016
Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

Об одном эпизоде последнего года жизни К.С.Петрова-Водкина

Встречи гениальных творцов… Они редки? Да, наверное. Особенно если мы привыкли видеть только внешнюю сторону их жизни… Если же мы попытаемся проникнуть в тайны внутреннего мира художника, то поймем, что для него по-настоящему открытый и взаимнообогащающий диалог возможен только с равным. Пусть даже мысленный, пусть даже сквозь века!

Для К.С.Петрова-Водкина такими собеседниками были в живописи Беллини, в музыке Моцарт, а в литературе А.С.Пушкин, с ними, по меткому выражению художника, он «перешёптывался» всю жизнь. Особенно дорог ему был А.С.Пушкин. С раннего детства будущий художник почувствовал в великом поэте близкого и родного человека. В анкете «О Пушкине» в 1935 году Петров-Водкин вспомнит: «…Первое произведение Пушкина, с которым я встретился, было: Прибежали в избу дети…

Мне трудно разобраться сейчас, как и откуда оно забрело в безграмотный наш мирок, но я помню, как эта баллада была для меня близка даже по месту действия и по действующим лицам. Она слилась для меня с Волгой. В квартале от нас, у обрыва была та самая изба, в которую «прибежали дети». Прибежали они к рыбаку-отцу. Это были два сорванца-мальчика, ото льда до льда шнырявшие Волгой. Встретившиеся мне стихи Пушкина я долгое время не связывал с именем их автора: они врывались в мою жизнь и становились моими».

В 1912 году художник писал своей жене с борта парохода, на котором совершал поездку по Волге: «Читаю интересную книгу: «Мемуары о Пушкине» …г-жи Смирновой…Я вижу Пушкина, как живого, со всеми выходками его гения…Затем, право, мне кажется, не хвастаясь, что у нас с ним много общего…Не знаю, отчего меня разбирает охота плакать, читая и видя его грустным или веселым…»
В годы творческих исканий Пушкин для художника становится «мерилом художественного такта, вытравляющим… упрощенную самодельщину и провинциальное захлебывание Западом».

Почти десять лет (1927 - 1937 гг.) К.С.Петров-Водкин прожил в Детском Селе (Царское Село – ныне город Пушкин). «Он не мог не полюбить этот «город муз», где все дышало пушкинской поэзией. Это «прикосновение» к Пушкину, столь ощутимое в городе его юности, не могло не затронуть воображение художника, не подтолкнуть его к работе над образом поэта…» - пишет в книге «Петров-Водкин в Петербурге – Петрограде – Ленинграде» Е.Н.Селизарова.

В 1932 -1934 гг. Кузьма Сергеевич создал групповой ретроспективный портрет «Пушкин, А.Белый и Петров-Водкин». Этот портрет известен только по фотографиям. Находится он в США (вероятно, в частном собрании).

В конце 1936 года К.С.Петров-Водкин принимал участие в беседе «Пушкин в изобразительном искусстве», организованной редакцией журнала «Литературный современник». В своем выступлении Кузьма Сергеевич перефразировал стихотворение Блока «Пушкинскому дому»: «Пушкин, в бурю, в грозу не забывай нас»…Теперь, когда мы обратили на себя внимание всего земного шара, тут уже без Пушкина нельзя. И он пришел нас спасать, когда мы опошляем наше творчество, и помогать, когда мы взбираемся на его вершины…»

К Всесоюзной пушкинской выставке 1937 года Петров-Водкин написал картину «А.С.Пушкин в Болдине». Следуя напутствию, данному когда-то Гёте литературоведам: «Если хочешь узнать поэта, поезжай в те места, где он творил», - художник посещал музей-квартиру поэта на Мойке,12, ездил в Болдино, сделал ряд зарисовок пушкинского дивана. Ему важна была достоверность, персонификация вещного мира портрета, «прикосновение» к поэту через предметный мир, некогда окружавший его.

Художник стремился сделать поэта своим современником, живущим и во времени, и в вечности. «Но имеется большая трудность в слиянии образа Пушкина, уже навеянного историей, с живой личностью», - отмечал Петров-Водкин в своем выступлении в редакции «Литературного современника». Работа над картиной шла трудно. Художник был недоволен портретом, да и жюри отклонило работу, и К.С.Петров-Водкин уничтожил ее, разрезав на куски. Но мечта написать портрет А.С.Пушкина оставалась у художника до конца дней. Измученный тяжелой болезнью легких, уже чувствуя приближение смерти (через полгода художника не стало), в июле 1938 года К.С.Петров-Водкин отправляется с семьёй на Полотняный завод в Смоленскую область (ныне Калужская область) на отдых. Место выбрано им неслучайно: это тот самый Полотняный завод, памятный соотечественникам в связи с именем Александра Сергеевича Пушкина и его жены Натальи Николаевны Гончаровой. Это об этом имении родителей Натальи Гончаровой Пушкин когда-то воскликнул: «Боже мой! Кабы заводы были мои, так меня в Петербург не заманили бы и московским калачом. Жил бы себе барином».

В воспоминаниях Е.К.Дунаевой мы читаем: «Несмотря на болезнь, отца наполняли творческие замыслы…Отец еще надеялся почерпнуть там вдохновение для продолжения работы над образом Пушкина». Среди фотографий, переданных ею в дар Хвалынскому художественно-мемориальному музею К.С.Петрова-Водкина (филиал ГХМ им. А.Н.Радищева), есть снимок 1938 года: Кузьма Сергеевич на Полотняном заводе.

«Полюбив Пушкина и как человека», художник глубоко переживал трагедию одиночества поэта в конце жизни – «одиночества человека, переросшего свое время». Именно такой образ – поэта, одиноко идущего в бессмертие, сумел создать К.С.Петров-Водкин в одной из своих последних работ «Пушкин на Неве» (1937-1938 гг.). Образ живой и одновременно монументальный.

Чудо редкой встречи произошло. Один художник услышал, почувствовал другого художника и рассказал всем о том, что узнал, прикоснувшись к вечности.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений