Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Родное и Вселенское К.С. Петрова-Водкина


21.12.2016

К.С. Петров-Водкин: Через Африку к «Скифству» (окончание)

Ещё в 1897 году он писал в письме матери: «Может быть, Господь и дал … цель человеку, чтобы через несколько тысячелетий постичь самого Бога. И чем ни труднее будет людям жить на земле … тем больше люди будут иметь средств для борьбы с этими трудностями и тем больше законов творца они будут постигать.

21.12.2016

К.С. Петров-Водкин: Через Африку к «Скифству» (начало)

Ещё в сентябре 1905 года, до своего путешествия в Италию, Кузьма Сергеевич советует своему другу, хвалынскому художнику Л.А.Радищеву, «постранствовать по великим развалинам классики» в Италии» прежде, чем «сразу засесть в Париже где-нибудь в мастерской и видеть ту же, что и наша, индивидуализацию».

21.12.2016

Хвалынский космос К.С. Петрова-Водкина

Кузьма Сергеевич Петров–Водкин родился 5 ноября 1878 года в семье сапожника в патриархальном, старообрядческом Хвалынске. Это город – чаша, природа которого сама по себе являет некий целостный, сферически завершённый Космос. Это самодостаточный мир, живущий уединённо на самой границе Нижней и Средней Волги между Самарой и Саратовом на северной окраине Саратовской области.

21.12.2016

Родина сферической перспективы К.С.Петрова-Водкина

Это место стало объектом пристального внимания сотрудников художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) не случайно. Именно в Алексеевке, в механическом цехе ремонтных мастерских Среднего Затона начинал свою трудовую деятельность К.С.Петров-Водкин.

21.12.2016

К А.С. Пушкину «На парусах полотняного завода»

Встречи гениальных творцов… Они редки? Да, наверное. Особенно если мы привыкли видеть только внешнюю сторону их жизни… Если же мы попытаемся проникнуть в тайны внутреннего мира художника, то поймем, что для него по-настоящему открытый и взаимнообогащающий диалог возможен только с равным. Пусть даже мысленный, пусть даже сквозь века!

21.12.2016

«Так приятно после заграницы приехать в Россию...» О поездке К.С. Петрова-Водкина в Лондон

К.С.Петров-Водкин справедливо считал себя «пионером» в выборе профессии художника. Ему, выходцу из мещанской среды, удалось разрушить сложившийся в провинциальном Хвалынске стереотип о живописи как «пустой забаве», «бумагомарании».

21.12.2016

К.С. Петров-Водкин и Б.М.Кустодиев на фоне «Мира искусства»

Трудно установить точную дату знакомства К.С.Петрова-Водкина с Б.М.Кустодиевым.

21.12.2016

Памяти Елены Кузьминичны Дунаевой

Елена Кузьминична Дунаева не дожила до 130-летия своего великого отца – художника К.С. Петрова-Водкина два дня.

21.12.2016

«Лев Алексеевич Радищев – хвалынский Чюрлёнис»

Выставка «Лев Алексеевич Радищев – хвалынский Чюрлёнис», открывшаяся 14 мая 2010 года в художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) приурочена к 125-летию основания Саратовского художественного музея им.А.Н.Радищева и 140-летию со дня рождения художника.

21.12.2016

Итальянские впечатления К.С. Петрова- Водкина

1905 год – один из самых тяжёлых в жизни К.С.Петрова-Водкина, хотя и самых насыщенных событиями. Во-первых, начало года омрачено ранней смертью Елены Можаровой – девушки, в которую был влюблён художник и верил в предначертанность этой встречи. Кризис в личной жизни усугублялся политическим кризисом в стране: 9-е января, поражение русского флота при Цусиме в мае, восстание на Пресне и баррикадные бои в Одессе в октябре.

21.12.2016

Путешествие из Хвалынска в Радищево

21 октября 2005 г. ясным, но холодным и ветреным днём сотрудники художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) совершили поездку на родину А.Н.Радищева в Верхнее Аблязово (ныне село Радищево Кузнецкого района Пензенской области).

21.12.2016

"И поп Иван возложит нам на головы венцы..." К истории свадебных фотографий К.С. Петрова–Водкина из фондов Хвалынского художественно-мемориального музея

В основном фонде одного из филиалов Радищевского музея - художественно-мемориальном музее К.С. Петрова–Водкина, хранятся две свадебные фотографии художника и его жены, сделанные в один день (28 августа 1910 г.) после венчания во время приезда на родину в Хвалынск.

21.12.2016

Зримый облик Отечества. Путешествие по заповедным местам Хвалынского края

В начале мая 2005 года, сотрудники Хвалынского художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) совершили поездку в бывшие дворянские усадьбы, расположенные в северной части Хвалынского района Саратовской области - в посёлок Северный (хутор «Александрия») и село Благодатное. 

21.12.2016

Студентами СГУ найдена домовая роспись в Поповке

В начале августа 2009 года в Хвалынском районе студенты филологического факультета Саратовского Государственного университета имени Н.Г.Чернышевского собирали фольклор. В селе Поповка Хвалынского района они обнаружили пустующий дом с сохранившейся росписью в интерьере.

16.12.2016

Где купался "Красный конь?"

Картину К.С.Петрова-Водкина «Купание красного коня» искусствоведы называют этапным символом творческой зрелости художника, поэтическим иносказанием о судьбах России, образцом символической многозначности. Спустя два года после создания картины, под впечатлением кровавых событий первой мировой войны, Петров-Водкин воскликнет: «Так вот почему я написал своего «Красного коня»!..»

16.12.2016

Когда говорят портреты. (К 135-летию со дня рождения художника И.А. Елатонцева)

22 ноября 2008 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) открылась выставка произведений Иллариона Автономовича Елатонцева.

16.12.2016

В гостях у “просветленного” Макса...

В художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске (филиал Радищевского музея) хранятся две фотографии, переданные дочерью художника - Е.К.Дунаевой, свидетельствующие о поездке К.С.Петрова-Водкина с семьёй в Коктебель к М.А.Волошину в 1927 году (конец августа – сентябрь).

16.12.2016

Валентина Бородина - победитель конкурса "Лучший музейный работник"

19 мая 2009 года в Саратовском областном музее краеведения состоялось награждение победителей областного конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший музейный работник» по итогам 2008 года. Этот праздник стал доброй традицией в Международный день музеев: поздравлений, тёплых слов, признанных достижений, подарков у музейных сотрудников становится в несколько раз больше.

16.12.2016

Петров-Водкин в стране "Бирюзового откровения"

В Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиале Радищевского музея) среди подлинных вещей художника обращают на себя внимание узбекский халат и тюбетейка. Их вместе с фотографиями из семейного архива передала в дар музею дочь Кузьмы Сергеевича Е.К.Дунаева.

16.12.2016

50 лет - Хвалынской картинной галереи имени К.С. Петрова-Водкина

1 мая 2011 года Хвалынская картинная галерея имени К.С. Петрова-Водкина отмечает 50 лет со дня своего открытия - дата создания 1 мая 1960 года. Галерея входит в состав Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина - с 2002 года филиала Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.

16.12.2016

Полвека на службе искусству

18 мая 2011 года Хвалынская картинная галерея имени К.С. Петрова-Водкина, входящая в состав Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина (филиала Радищевского музея), торжественно отметила 50-летний юбилей.  Праздничные мероприятия прошли в Хвалынском городском дворце культуры.

16.12.2016

10 лет дому - музею К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске

Имя выдающегося мастера живописи и рисунка, талантливого писателя Кузьмы Сергеевича Петрова–Водкина – в первом ряду безусловных классиков российского искусства. Интерес к его творческому наследию все возрастает.

10.07.2013

VII конференция «К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох»

9-10 августа 2013 года Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина в городе Хвалынске (филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева) проводит VII конференцию «К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох», посвящённую 135-летие со дня рождения художника.

20.02.2013

15 февраля - день памяти К.С. Петрова-Водкина

За два года до смерти К.С. Петров-Водкин признался: "Если бы мне предложили прожить новую жизнь, я всё-таки попросил бы оставить меня в ней художником!". Он стал одним из самых крупных и оригинальных русских художников первых десятилетий ХХ века. Его искусство охватывало далёкие друг от друга художественные тенденции, а произведения вызывали яростную полемику, страстные столкновения, зачастую прямо противоположных оценок и мнений. Человек многосторонне одарённый – живописец, педагог, литератор, самобытный теоретик, общественный деятель, путешественник и музыкант. Такую личность подарил миру провинциальный Хвалынск, воспетый «своим сыном» в литературном произведении «Хлыновск» (1930).

02.11.2012

По следу "Красного коня". Хроника создания картины. Часть 2

10 ноября 1912 года картина "Купание красного коня" впервые предстала перед зрителями на выставке "Мира искусства", членом которого Кузьма Сергеевич был с 1911 года до его роспуска в 1924 году. Выставка открылась на Мясницкой улице в здании Училища живописи, ваяния и зодчества, которое Петров-Водкин окончил 8 лет назад. Это был своего рода волнительный экзамен на зрелость.

02.11.2012

По следу "Красного коня". Хроника создания картины. Часть 1

Имя художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина ассоциируется со знаковым его произведением "Купание красного коня" (1912. Холст, масло. 160х186. ГТГ). Центром полотна стал пылающий, огненный конь, напоминающий коня Михаила Архангела с древнерусских икон. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. В образах "Купания" чуткий зритель увидел предзнаменование грядущего обновления, очищения человечества. В 1933 году на своём творческом вечере художник вспоминал: "По письмам, полученным мною по поводу этой картины, я понял, что это был наш праздник – предрассвет революции …".

11.02.2012

«Благовещение» К.С. Петрова-Водкина из Морского собора в Кронштадте. (Новые находки)

Морской собор в Кронштадте - один из самых крупных соборов нашей страны, является памятником истории флота. Он строился по проекту В.А.Косякова 10 лет и повторял в плане храм Святой Софии в Константинополе. Заложен в 1903 году, освящён 10 июня 1913 года.

21.10.2011

Судьба картины: одна из "Девушек на зелёном" обнаружена в Нью-Йорке

Несколько недель назад мне прислали фрагмент картины с просьбой подсказать её авторство.

Владельцы картины предполагали, что она принадлежит кисти кому-то из учеников К.С.Петрова-Водкина. Одного взгляда на фрагмент было достаточно, чтобы понять, что не ученику, а самому мастеру принадлежит авторство картины, фрагмент которой был прислан.

01.10.2011

«Натюрморт с самоваром» К.С.Петрова-Водкина. (Аргументы в пользу подлинности натюрморта)

«Археологические изыскания» в толщах наследия, оставленного К.С.Петровым-Водкиным, способны вознаградить порой находкою приятной тяжести беспримесных самородков.

Вот такой, к примеру, несомненный корунд, как выразительный «Натюрморт с самоваром» (1932), наконец, нашёл своё место в запасниках грановитой палаты петрововодкинского творчества.

«Натюрморт с самоваром» (название условное – В.Б.) объявился недавно в одной из московских коллекций, вызвав недоумённые вопросы: откуда, подлинный ли К.С.Петров-Водкин, почему так долго «таился» от искусствоведческого взора?

14.09.2011

Неоконченная песня. (О последнем путешествии К.С. Петрова-Водкина по Волге и Каме)

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин много путешествовал, это его вдохновляло на творческие открытия. В письме своему другу Л.А. Радищеву 23 марта 1909 года он писал: «Художники … должны быть собирателями человека на Земле, объединять воедино всю разбитую по народностям и странам красоту миропонимания».

11.08.2011

Бретонские впечатления К.С.Петрова-Водкина

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин дважды был в Бретани. Первый раз в 1906 году он провёл там около трёх месяцев с начала июля до конца сентября. Жил он в местечке Понт Круа на берегу Атлантического океана.

01.08.2011

Иллюстрации К.С.Петрова-Водкина к детским книжкам первой половины 1920-х годов

В 1936 году в интервью К.С.Петрова-Водкина Г.Ромму для газеты «Литературный Ленинград» в связи с открытием персональной выставки в начале октября в ГРМ Кузьма Сергеевич высказался о своей работе над книжной иллюстрацией так: «Особого пристрастия к книжной работе у меня никогда не было, хоть я и погрешил на этом поприще немало. Выпускал свои детские книжки, сделал книжку о Самарканде, иллюстрировал «Снегурочку», с Маршаком делал «Загадки» <…> У меня нет, да и не хочу я иметь профессиональных навыков книжных иллюстраторов…Я всегда этого дела боялся и неохотно брался за него; но не потому, что я не сумел бы сделать интересные вещи в этой области, а потому, что меня запугали «книжники» и графики из журнала «Мир искусства». Да, это действительно страшная история в смысле печати и оформления, и всегдашние разговоры, как нарисовать, чтобы удобнее печатать. У меня это как-то не выходит».

24.07.2011

Первые открытки с картин К.С. Петрова-Водкина

16 февраля 1912 года Кузьма Сергеевич Петров-Водкин написал матери Анне Пантелеевне в Хвалынск: «Скоро появятся открытые письма с моих картин (продал для Красного Креста). Конечно, сейчас же по выходе их в свет пришлю вам». Издание было осуществлено. В фондах Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) представлено две открытки с репродукциями картин художника «Восточный танец» и «Старухи», выпущенных «Общиной Св. Евгении». Эта организация была известна и под названием «Издательство Красного Креста».

15.07.2011

Второе путешествие К.С. Петрова-Водкина на Кавказ

На Кавказе Кузьма Сергеевич Петров-Водкин бывал дважды: в 1914 и в 1933 году. Оба его путешествия предпринимались с целью воспользоваться целебными свойствами горного воздуха и минеральных источников. Весной 1933 здоровье художника резко ухудшилось. Вновь обострился туберкулезный процесс, обнаруженный в конце 1920-х. В письме к Ф.Ф. Нотгафту 30 марта 1933 года Петров-Водкин восклицает: «Я никуда не годен – до 39 градусов, потею, ознобы и чертова неврастения. Словом: «весна, выставляющая первые рамы!».

21.03.2011

К.С.Петров-Водкин. «Букет на террасе». 1913.

Ещё одна ранее неизвестная картина К.С.Петрова-Водкина появилась на художественном рынке, и вызвала неподдельный интерес в искусствоведческих кругах. В настоящее время картина находится в частном собрании в Крыму.

17.03.2011

«Портрет Ю.И.Казариной» К.С.Петрова-Водкина находится в Америке

Свою статью «Покровители и меценаты в судьбе К.С.Петрова-Водкина», написанную в конце 2008 года, и опубликованную на сайте Радищевского музея я заканчивала словами: «К сожалению, пока не удалось найти фотографий Юлии Ивановны Казариной, но её фигура более рельефно стала выступать из тени, в которой она находилась до сегодняшнего дня».

24.11.2010

Первое путешествие К.С. Петрова-Водкина на Кавказ

В преддверии 1913 года художник К.С. Петров-Водкин написал матери в Хвалынск: «Этот год будет счастливым для меня, а значит и для всех нас, потому что, сложив все цифры, будет 14, а это мое любимое число как половина 28!». Кузьма Сергеевич еще с юности считал число «28» особенно удачным для себя.

17.11.2010

К.С.Петров-Водкин и Ф.О.Шехтель. Пересечение судеб.

Заказные дореволюционные работы К.С.Петрова-Водкина в основном были связаны с религиозной живописью – это были церковные заказы: майоликовое панно «Богоматерь с младенцем» для фасада церкви клиники Вредена в Петербурге и иконы для её иконостаса (1904), роспись «Распятие» для Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске (1911), росписи в церковной башне собора Василия Златоверхого в Овруче: «Жертвоприношение Авеля», «Каин убивает своего брата Авеля» и диск в виде радуги с всевидящим Оком в куполе (1910), фреска «Благовещение» для Морского собора в Кронштадте (1913), эскизы росписей для Троицкого собора в Сумах: «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим» (1914), витраж «Троица» для Троицкого собора в Сумах (1915). эскизы росписей для храма Святителя и Чудотворца Николая в итальянском городе Бари (1915).

30.10.2010

К.С.Петров-Водкин в Сумах (продолжение)

В разное время в имении Качановка, у ее владельцев Тарновских, бывали, жили и творили Т.Г.Шевченко, Н.В.Гоголь, М.И.Глинка, Н.А.Маркевич, Марко Вовчок, М.А.Максимович, П.А.Кулиш, И.Е.Репин, М.А.Врубель и многие другие. Теперь в ряду знаменитых гостей Качановки неизменно называют и К.С.Петрова-Водкина, хотя гостил он там всего два дня.

30.10.2010

К.С.Петров-Водкин в Сумах (Начало)

13 июня 1915 года К.С.Петров-Водкин писал жене из Сум – места своего тогдашнего пребывания: «Неподалёку также усадьба, где жил Чехов, и где он написал своих «Дядю Ваню», «Трёх сестёр» и прочее».

Думал ли художник, что спустя полвека и его «географические следы» будут отмечаться на картах и изучаться исследователями? И одной из таких точек окажутся Сумы Харьковской области, где в уютной усадьбе помещиков Линтварёвых на берегу реки Псёл, в селе Лука, примыкающем к Сумам, летом 1888-1889 и в 1894 году жил А.П.Чехов.

19.09.2010

О малоизвестных панно К.С.Петрова-Водкина

В конце 1984 года в Ленинграде в бывшем особняке голландского консула фон Гильзе ван дер Пальса (современный адрес: проспект Маклина, 8-10) ленинградскими реставраторами Л.Ким и В.Ярёменко было обнаружено панно, состоящее из трёх частей-картин, выполненных на холсте масляными красками.

09.06.2010

Картина К.С.Петрова-Водкина «Вася» продана

Как мы уже сообщали в «Новостях Радищевского музея» 8 июня 2010 года на русские торги международного аукционного дома Christie's в Лондоне была выставлена ранее неизвестная картина К.С.Петрова-Водкина «Вася».

17.04.2010

«Неизвестный» К.С.Петров-Водкин. (К истории одной находки)

Вот уж воистину «нам не дано предугадать, чем наше слово отзовётся»: когда мы – сотрудники художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина, опубликовали в сборнике «К.С.Петров-Водкин и XXI век» фрагменты повести К.С.Петрова-Водкина о художнике Бронине, хранящиеся в РГАЛИ, не могли и подумать, что публикация поможет нам обнаружить новый фрагмент одного из вариантов этой ранней повести художника.

Наши партнеры