Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

В гостях у “просветленного” Макса...

16.12.2016
В художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске (филиал Радищевского музея) хранятся две фотографии, переданные дочерью художника - Е.К.Дунаевой, свидетельствующие о поездке К.С.Петрова-Водкина с семьёй в Коктебель к М.А.Волошину в 1927 году (конец августа – сентябрь).
Дверь отперта.
Переступи порог.
Мой дом открыт навстречу всех дорог…

М.Волошин


Но сближение Петрова-Водкина и Волошина началось гораздо раньше, их знакомство, по всей вероятности, происходит в Париже в 1906 году в «Обществе русских художников», которое было создано на Монпарнасе по инициативе Е.С.Кругликовой и М.А.Волошина. Именно в год создания этого общества К.С.Петров-Водкин появляется в Париже и снимает мастерскую на Монпарнасе. В дальнейшем М.А.Волошин и К.С.Петров-Водкин встречались на выставках в Петербурге, в редакции журнала «Аполлон», у общих знакомых в Париже и Петербурге.

В 1916 году начинается новое их сближение. К.С.Петров-Водкин хотел отдохнуть в Коктебеле у Волошина летом этого года. Сохранилось ответное письмо поэта К.С.Петрову-Водкину из Коктебеля, датированное 24 июня 1916 года, в котором он пишет: «Конечно, да, дорогой Кузьма Сергеевич! ... Будьте добры – справьтесь сами сейчас же по телефону у Бенуа. Едут они или нет? Тогда отдам Вам, задержанную для них комнату – это будет твёрдо, но мне важно выяснить заранее. Но приезжайте во всяком случае… По приезде в Феодосию – не забудьте навестить Константина Фёдоровича Богаевского. Он Вам очень обрадуется». Поездка не состоялась, возможно, по причине болезни отца К.С.Петрова-Водкина. Художник провёл лето и осень в Хвалынске (21 октября отец умирает).

Спустя 10 лет, в 1927 году К.С.Петров-Водкин, наконец, стал участником «свободного дружеского сожития, где каждый, кто придётся «ко двору», становится полноправным членом» (из Устава волошинского дома). Пейзаж Восточного Крыма – Киммерии - лесистые нагорья, «холмов однообразный строй», «широта степных равнин и мреющие дали», величественность и космичность, дыхание Времени, отпечатавшееся в ландшафтах,- все эти приметы « страны синих гор» (Коктебеля) напоминали К.С.Петрову–Водкину пейзажи его родины – Хвалынска.

Позже, когда у К.С.Петрова-Водкина в 1929 году начинается обострение болезни и он, предпринимая ряд попыток интенсивного лечения, едет в Суук-Су – курорт на южном берегу Крыма близь Гурзуфа, описывая жене местность, сравнивает её с Коктебелем. И это сравнение не в пользу Суук-Су: «…так всё здесь сжато, удушливо… красота пейзажа на вкус провинциальных кумушек. Нет пространства и дикой природы, как, например, у Макса…».
К.С.Петров-Водкин много путешествовал, как и М.А.Волошин, по миру. Его привлекали пейзажи, отражающие возраст Земли, несущие печать природных катаклизмов. Он мог бы подписаться под словами М.А.Волошина: «…пейзаж, как лицо страны, может быть так же разнообразен, как человеческое лицо. Всё, что пережито землёй, всё отражено в пейзаже».

Одной из настольных книг К.С.Петрова-Водкина была книга «Поверхность земной коры». Вулканы, землетрясения, приливы и отливы океанов – всё это проявления жизни Земли, её дыхания, её движения. В Коктебеле в сентябре 1927 года К.С.Петров-Водкин впервые пережил землетрясение. Жена художника М.Ф.Петрова-Водкина в своих воспоминаниях пишет об этом событии: «…не прошло и двух недель, как … началось сильное землетрясение …Оно началось в три часа утра, Кузьма Сергеевич быстро завернул дочку в одеяло, взял её на руки, и мы выбежали во двор. Светила луна. Один за другим следовали мощные подземные толчки. Наши домики дрожали и качались во все стороны… Через несколько дней толчки стали менее сильными и менее частыми».

К.С.Петров-Водкин на колеблющейся под ногами земле, написал картину «Землетрясение в Крыму», где тревожное состояние персонажей переведено в пространственное построение – «это построение треугольника героев, конечно, не геометрического порядка», а двигательная траектория взгляда зрителя по картине, повторяющая изменение вида предметов и персонажей в зависимости от точки зрения на них художника, от его местоположения в пространстве «в котором я сам это делаю». Эту же пространственную задачу К.С.Петров-Водкин продолжит разрабатывать в картине «1919 год. Тревога», «где одно наблюдалось другим».

Там же в Коктебеле написан «Портрет М.А.Волошина». Буйноволосый, похожий на античного грека, хозяин – энергичный, остроумный, обаятельный – был душой гостеприимного крова, приютившего семью К.С.Петрова-Водкина. Именно таким поэт предстаёт на портрете:

«Я полуднем объятый,
Точно крепким вином,
Пахну солнцем и мятой,
И звериным руном…».

Этот портрет – свидетель «тайны сближения» двух уникальных художников.

Волошинский дом в Коктебеле был в какой-то степени, по аналогии с «башней» Вячеслава Иванова, такой же «башней», где побывала вся духовная, интеллектуальная, поэтическая Россия. Свои «нагорные песни» у Понта Эвксинского «спел» и К.С.Петров-Водкин. 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры