16.12.2016
Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

В Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиале Радищевского музея) среди подлинных вещей художника обращают на себя внимание узбекский халат и тюбетейка. Их вместе с фотографиями из семейного архива передала в дар музею дочь Кузьмы Сергеевича Е.К.Дунаева. Эти вещи Петров-Водкин привез из Самарканда, где летом и осенью 1921 года художник находился в составе экспедиции, организованной главным комитетом по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы совместно с Российской Академией материальной культуры. Бывший ученик Кузьмы Сергеевича А.Н.Самохвалов узнал первым об этой экспедиции и подсказал Петрову-Водкину возможность участия в ней.
Кузьма Сергеевич с энтузиазмом откликнулся на предложение Самохвалова и в конце мая 1921 года отправился в Москву хлопотать по делам, связанным с поездкой. 7 июня художник пишет жене в Петроград: «Отъезд назначен на 12 июня… Снова – Африка. Итак, я снова должен возродиться через живопись; должен стать лучше по отношению к тебе. Вот две основные задачи намеченной мною программы». Кузьма Сергеевич вспоминает путешествие в Северную Африку, совершенное им в 1907 году из Парижа. Творческим результатом той поездки оказались для художника большая серия работ маслом, а также рисунки и акварели. По возвращении в Париж на основе привезенных из Африки этюдов и эскизов Петров-Водкин создал несколько картин. Две из них – «Семья кочевника» и «Танец арабов» - экспонировались в парижском Салоне 1908 года. «Поездка в Африку всколыхнула в Петрове-Водкине его всегдашний интерес к людям иной цивилизации, к иному характеру пейзажа, она была полезна для него и в чисто живописном плане» (Ю.Русаков).
И теперь в Москве, в ожидании отъезда экспедиции в Среднюю Азию, который откладывался вплоть до конца июня, художник чувствует прилив творческой энергии. 18 июня в письме Ф.Ф.Нотгафту он сообщает: «Я уже начал оседлываться, сделал первый в жизни офорт, пишу головы. Запасся холстом и этюдником, прибавились краски и охота работать, и думаю, что в Самарканде найдется материал, если сарты смилуются».
Во время пребывания в Москве Кузьма Сергеевич написал портрет Магдалины Колесниковой – студентки консерватории, жены художника Сергея Михайловича Колесникова, в квартире которого у Петровских ворот он остановился в этот приезд, и натюрморт с полевыми цветами и головой на первом плане (ГРМ). Оценивая эти работы, Кузьма Сергеевич писал жене 24 июня: «Как картина голова м-м Магдалины серьезнее, натюрморт приятнее».
Наконец долгожданное отправление. В дороге с разных станций Петров-Водкин отправляет открытки и письма, в которых делится с женой своими восторгами и огорчениями от увиденного в пути. 27 июня где-то в районе Рузаевки художник напишет: «Я точно вышел из тюрьмы: природа, воздух, которым я так давно не дышал, создают такое ощущение, точно я животное, выпущенное после зимы на подножный корм… Мы любуемся видом берегов моей родной реки. Мои ученики также как птицы, выпущенные из клетки. Они сравнивают эти виды с моими пейзажами». Пройдет всего несколько дней, и совсем другие пейзажи вызовут восхищение, желание работать без устали, несмотря на жару и другие неудобства: «Какой величественный вид, какой воздух, какое небо! Первый раз в жизни вижу такое небо: точно у меня над головой опрокинули синюю чашу! Черт знает, что за цвет! Среди бела дня можно видеть звезды: такая глубина и синева…», «…Солнце в этой стране совершенно разбудило меня. Я уже давно не работал так, как сейчас, особенно последние дни, которые провожу здесь, я охвачен жаждой работы, мне недостает часов, чтобы сделать наброски всего, что хотелось бы выполнить,…до того захватил меня новый период моего творчества» (строки из писем художника М.Ф.Петровой-Водкиной от 22 июля и 8 сентября).
В Средней Азии Кузьма Сергеевич встретился с семьей Степановых. Глава семейства художник Д.К.Степанов в эти годы возглавлял в Самарканде отдел охраны и реставрации памятников старины. Он нашел для Петрова-Водкина комнату и мастерскую, знакомил с окрестностями и обычаями местных жителей. Вместе с А.Н.Самохваловым Кузьма Сергеевич побывал на празднике обрезания в семье нарзыка, где гостям были подарены бережно хранимые впоследствии халаты и тюбетейки, тогда же были сделаны памятные снимки.
Петров-Водкин пробудет в Самарканде до октября 1921 года, сделает множество рисунков, около 30 этюдов, поэтическую картину «Шах-и-Зинда». В светлых по живописи холстах художник великолепно передаст тонкую гармонию расцвеченной изразцами архитектуры и отмеченные многовековой устойчивостью типы жителей.
Свои впечатления от пребывания в древней среднеазиатской столице Петров-Водкин изложил также в очерке «Самаркандия», написанном в начале 1923 года и имеющем подзаголовок «Из путевых набросков 1921 года». Художник сопроводил очерк превосходными иллюстрациями. В рисунках, исполненных пером и кистью, переданы четкие, образные, отстоявшиеся в сознании воспоминания о Самарканде и самаркандцах, о полюбившейся ему стране «бирюзового откровения».
Открытия, сделанные во время этого путешествия, найдут отражение и в более поздних произведениях Петрова-Водкина. В книге «Пространство Эвклида», размышляя о природе цвета, анализируя закон дополнительных цветов и рассматривая психофизиологические аспекты этой проблемы, художник вспоминает впечатление от бирюзы Аральского моря и майолик среднеазиатских мавзолеев и восхищается мудростью древних мастеров, сумевших «так же тонко, как в природе, разрешить выход из однообразия цвета пустыни».
Когда-то еще в 1909 году К.С.Петров-Водкин писал своему другу юности художнику Л.А.Радищеву, приглашая его совершить путешествие в Индию, которое по разным причинам не состоялось: «Художники, по моему мнению, теперешние, чтоб не заниматься ширканьем друг о друга, должны быть собирателями человека на Земле, объединять воедино всю разбитую по народностям и странам красоту миропонимания…» Вот таким собирателем человека, его мудрости, гениальных прозрений, творческих открытий путешествовал по странам Востока и Запада художник К.С.Петров-Водкин. 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений