Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Графические листы А.П. Боголюбова представлены на новой выставке

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

Дата мероприятия:  21.11.2019  —  01.02.2020
Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55

Графика основателя музея А.П. Боголюбова относится к наиболее ценной части собрания Саратовского Радищевского музея.

  Алексей Боголюбов (1824–1896) – бывалый военный моряк, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, учредитель и председатель Общества русских художников в Париже, активный член Товарищества передвижных художественных выставок, главный живописец Военно-морского штаба, наставник многих русских художников (И.Е. Репина, В.Д. Поленова, К.А. Савицкого, А.К. Беггрова, И.П. Похитонова, А.А. Харламова, Н.Н. Гриценко и других) и даже «царской семьи учитель», обучавший искусству рисования венценосную чету – Александра III и Марию Фёдоровну. Талантливый мемуарист, автор увлекательных «Записок моряка-художника». Знаковая фигура в истории художественной жизни Саратова, его Почётный гражданин. Создатель не просто музея, но и, при нём, знаменитого рисовального училища, открытого в 1897 году, носящего ныне, как и более ста лет назад, его имя.

Фонд графики Боголюбова составляет вместе с альбомными материалами примерно 1 000 листов. Он почти целиком относится к первоначальной коллекции музея, поступившей от самого основателя при его жизни и по завещанию (1885–1899).

Сам Боголюбов, ставший автором первой музейной экспозиции, определил в ней и место графики, в том числе собственноручных рисунков и акварелей. Основной её массив находился в трёх залах левого крыла первого этажа исторического здания. В одном из них, названном «Боголюбовским», графика экспонировалась как на стенах, в рамах, так и в витринах.

Многолетнее экспонирование, продолжавшееся до глобальной реэкспозиции, осуществлённой в начале 1920-х годов, не могло не сказаться на состоянии сохранности хрупких листов. Одним из основных дефектов, присутствующим на большинстве работ, стало значительное пожелтение бумаги и выцветание красочного слоя. Кроме того, многие листы были сплошь наклеены на паспарту из красноватого бархатного картона. Это привело к сквозному окрашиванию бумажной основы некоторых акварелей и рисунков в розоватые оттенки, что искажает их авторскую цветовую гамму. В тех случаях, когда листы частично отклеились от паспарту или их неудачно пытались размонтировать, образовались серьёзные механические повреждения, нарушающие целостность произведений. Поэтому безопасное хранение многих рисунков Боголюбова весьма проблематично, а экспонирование попросту невозможно без проведения консервационных и реставрационных мероприятий.

В 2011–2012 годах из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря в музей поступило предложение о реставрации группы сложных графических произведений. В их числе оказались 35 работ А. П. Боголюбова.

Боголюбовская графика, преимущественно рисунки и акварели, составляет, наряду с его живописными этюдами, наиболее поэтичную и глубоко личную часть творчества мастера.

Как художник, прошедший серьёзную академическую школу, Боголюбов всегда уделял большое внимание рисунку. Ещё в молодости, в ту пору, когда он был, по собственному выражению, «художником-аматёром», то есть любителем, обратил внимание на наставление, сделанное при встрече великим Карлом Брюлловым, – «рисовать построже». Вспоминая академические уроки, также подчёркивал, что все учителя-профессора «были прекрасные рисовальщики, все они учили нас этому делу очень хорошо, преследуя классическое направление, что и давало прекрасные результаты, и шла в Риме даже добрая слава, что русские ежели не мастера писать, то все рисуют хорошо». 

Группа графических листов Боголюбова, отреставрированных в ВХНРЦ в 2011–2012 годах и теперь показанных на выставке, даёт представление об особенностях авторской рисовальной манеры, владении различными техниками рисунка, о тонком колористическом вкусе, присущем не только его живописи, но и миниатюрным акварелям. Созданные в России и во многих европейских странах – Франции, Германии, Швейцарии, Голландии, Италии – они образуют своего рода огромный альбом, фиксирующий увлекательные путешествия художника. Некоторые листы отличаются не только красотой мимолётности акварели или сепии a la prima, виртуозным штрихом пера или карандаша, но и надёжной документальностью. 

Особую страницу творчества в рисунке, как и в живописи, составляют вдохновлённые его первой профессией марины и морские баталии.

«Первое морское сражение (Наум Сенявин)» – один из подготовительных рисунков к картине из цикла о славных петровских морских баталиях. Сюжет посвящён легендарной победе русского корабельного флота, одержанной над шведским флотом у острова Эзель.

Несколько листов создано во время поездок по России, осуществлённых в 1860-е годы («Самара», «Астрахань», «Нижний Новгород (Петербургская пристань)»). Одной из них было путешествие 1861 года, предпринятое по Волге и Каспию совместно с братом Николаем Петровичем, моряком и писателем, с целью составления путеводителя. Ещё одна памятная для Боголюбова поездка состоялась в 1863 году в свите наследника Николая Александровича, вскоре скоропостижно умершего. В 1866 году маршрут предыдущей поездки был частично повторён художником, сопровождавшим нового наследника – Александра Александровича, будущего российского императора. Точная датировка этих, как, впрочем, и многих других графических работ Боголюбова, затруднена в связи с тем, что он часто, даже в пределах нескольких ближайших лет, возвращался в одни и те же места.

По отзывам Боголюбова русские пейзажи не уступали по своей красоте прославленным видам европейских мест. «А когда я повидал нашу матушку Волгу с её разнообразием от Твери до Астрахани, то все Саксонские Швейцарии, Рейны и Дунай … всё это разом пало в моём воображении». С не меньшей теплотой художник запечатлевает родные для него мотивы Петербурга и его окрестностей («Набережная у Академии художеств. Санкт-Петербург», «Кронштадт»).

Из излюбленных европейских мест на выставке представлены виды живописного нормандского побережья Франции («Вёль», «Закат солнца в Этрета»), пленительного Барбизона в окрестностях Парижа («Осень в Барбизоне»). Особой страницей творчества Боголюбова стали венецианские пейзажи.

По воспоминаниям художника, Венецию он начал писать ещё в молодости с гравюр, «горя нетерпением скорей туда отправиться». Первая незабываемая встреча состоялась во время пенсионерской поездки 1854 года. Тогда Боголюбов провёл там несколько осенних месяцев. Позднее возвращался в сказочную Венецию многократно, всё глубже постигая её своеобразие. «Не буду описывать моих впечатлений и восторгов венецианских. Считаю это личным достоянием каждого, кто здесь побывает. Конечно, можно побывать везде чемоданом, а мои впечатления кто увидит в картинах, то пусть составит понятие, верно ли я глядел на красавицу морей и точно ли передавал её тонкий серебристо-серый колорит, её мутную, но очаровательную воду и разнообразнейшие строения перспективных линий. Краса её так глубоко меня поразила и врезалась в моей памяти, что я много раз её писал во всех видах в разнообразные времена, да и буду писать до конца моей жизни». Доказательством искреннего восхищения «красавицей морей» служат собранные на выставке работы – «Венеция. Сан-Джорджио. Утро», «Венеция. Ночь», два листа «Набережная рабов в Венеции».

В современных музейных условиях приобретение памятников классического искусства, так называемых старых мастеров, является большой редкостью. Подобные поступления всегда относятся к числу особо ценных. В 2011 году коллекция Радищевского музея пополнилась двумя рисунками А. П. Боголюбова – «Венеция» и «Вид Константинополя». Они были переданы по завещанию А.А. Ляпина (Франция). Александр Александрович Ляпин (1927–2011), внук известного русского художника В.Д. Поленова, всю свою жизнь бережно собирал русские художественные раритеты, часть которых была подарена в российские музеи им самим, остальные переданы его вдовой Николь Ляпин. Обе прекрасные работы попали в круг произведений, отреставрированных в Москве, и теперь, как и другие «обновлённые шедевры», смогут стать экспонатами многих выставок.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры