Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Заметки о творчестве Е.В. Александровой (Борисовой-Мусатовой). «Портрет молодой женщины» из собрания Государственного Русского музея

Автор:  Платонова Елена Станиславовна

  • Е.В. Александрова (Борисова-Мусатова). «Портрет молодой женщины». Бумага, пастель. 62,5х47. 1900-е. ГРМ

При поддержке Фонда президентских грантов
Общества друзей Радищевского музея

На юбилейной выставке «Рыцарь мечты», посвящённой 150-летию со дня рождения знаменитого русского художника эпохи Серебряного века Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905) и представленной сейчас в залах Радищевского музея, среди произведений мастера есть картина, автором которой является жена художника Елена Владимировна Александрова (Борисова-Мусатова). Это - «Портрет молодой женщины» (Бумага, пастель. 62,5х47) из собрания Государственного Русского музея. Работа поступила в музей в 1922 году от друга и душеприказчика Борисова-Мусатова Владимира Константиновича Станюковича.

Осенью 1902 года Виктор Борисов-Мусатов и Елена Александрова связали себя узами брака. В.К. Станюкович так оценил это событие в контексте творчества художника: «Женитьба Мусатова совпадает с периодом окончания «Водоёма» и работой над «Призраками». Она мало изменила его жизнь по внешности, тем более, что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилось на всём последующем творчестве художника, дало ему силу, уверенность, уравновесило его порывы и сообщило всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие».

Борисов-Мусатов с большой теплотой относился к своей избраннице, она была другом, соратником, музой. Вместе им предстояло прожить всего около трёх лет. 1 января 1905 года (по новому стилю) в семье произошло радостное событие – родилась дочь Марианна (1905-1991). Весной 1905 года Виктор Эльпидифорович с семьей поселяется в живописной Тарусе, которая стала для него последним пристанищем.

После смерти мужа Александрова вместе с близкими друзьями художника музыкантом М. Е. Букиником и В. К. Станюковичем организовали посмертные выставки, которые прошли в Москве (1907) и Петербурге (1908). Для Елены Владимировны это была дань памяти любимому человеку. Друзья же надеялись и на финансовые дивиденды, которые так необходимы были осиротевшей семье. Надежды оправдались, советом Третьяковской галереи было приобретено несколько произведений.

Е. В. Александрова многое сделала для установки памятника на могиле Борисова-Мусатова. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях Михаил Букиник: «Памятник был заказан молодому скульптору Матвееву, другу и поклоннику покойного. Памятник должен был быть из гранита. Матвеев долго и упорно работал над памятником. Но когда гранит прибыл в Тарусу, то мы неожиданно наткнулись на препятствие в лице местного духовенства: памятник, якобы, был «языческий», так как изображал голое тело отрока, да к тому же и креста на нём не было. Немало хлопот стоило Елене Владимировне добиться разрешения. Памятник уцелел, но на подобающем месте был поставлен крест.

Над памятником выросли две берёзы, ветки которых поют свою печальную песнь о молодом русском художнике, жившем так мало и страдавшем так много». Официальное открытие памятника состоялось 4 июля 1911 года.

В 1907 году вышел в свет сборник В. К. Станюковича «Путевой альбом» автором обложки стала Е. В. Александрова. Один из рассказов был посвящен памяти безвременно ушедшего художника. «Весенний вечер потухал. Так хорошо было на земле и так понятна, близка была смерть. Картины моего умершего друга ещё не были уложены и, уходя из нашей опустевшей квартиры, я смотрел на эти полотна, в которых осталась его жизнь. И мне было понятно, что он не умер, что никто не может умереть. И в этот вечер мне было ясно, что вселенная – храм, что жизнь – это любовь, что смерть не существует».

Елена Владимировна Александрова стала не просто музой и хранительницей творческого наследия Борисова-Мусатова, она была самобытной художницей русской школы живописи рубежа ХIХ - ХХ веков. Судя по каталогам выставок активно экспонировать свои собственные произведения Александрова стала с начала 1900-х годов, вскоре после того как вернулась из Мюнхена, где обучалась в школе Антона Ашбе. Неоднократно принимала участие на выставках МТХ, Общества имени Леонардо да Винчи, Нового общества художников и других. Названия работ, фигурирующие в каталогах: «Эскиз ковра» (1904), «Тишина» (1904), «Цветущий сад» (1905), «Ствол вяза» (1907), «Цветы» (1908), «Магнолии» (1908), «Портрет» (1909), «Утро» (1912) позволяют представить круг тем и жанры, привлекавшие художницу, очевидно отдававшую предпочтение декоративным мотивам в своем творчестве.

Пастель Е. В. Борисовой-Мусатовой из Государственного Русского музея в разное время носила разные названия. В каталоге 1980 года она была названа «Портретом молодой женщины». В каталоге 1997 года – «Портретом мальчика» с достаточно широкой датировкой: 1900-1910-е годы. Надпись на обороте даёт основание для утверждения, что портрет является этюдом к картине «В степи».

Почему так кардинально изменилось название картины неизвестно. Возможно, в этом сыграл роль явно неженский головной убор модели, при том, черты лица изображённого достаточно тонки и изящны.

Неизвестно, была ли написана картина «В степи», так как ни в каталогах, ни в записях современников нет упоминаний об этой работе. Сошлёмся на воспоминания сестры В. Э. Борисова-Мусатова Елены: «Елена Владимировна также занималась и любила живопись, но рисовала в другом жанре – предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где-нибудь у реки, иногда писала портреты».

В цветовой гамме портрета использовано сочетание холодного бирюзового и тёплого желтовато-бежевого цветов. Бирюзовый и белый, сопоставление которых вызывает ощущение свежести и воздушности, преобладают в верхней части работы, где изображено небо с плывущими облаками.

Простая деревенская одежда, сдвинутая назад войлочная шапка, расслабленная поза, сосредоточенный и вместе с тем мужественный взгляд - всё это даёт правовысказать предположение, что перед нами портрет мальчика.

Большая часть Е. В. Борисовой-Мусатовой работ погибла в годы Гражданской войны в Крыму, где она находилась вместе с дочерью Марианной. Несмотря на все тяготы и лишения, продолжала творчески работать. В сентябре 1919 года в Ялте в залах Греческого братства открылась 2-я выставка картин и скульптуры, на которой художница представила девять своих работ. В 1922 году Елена Владимировна умерла от голода.

На сегодняшний день известны лишь единичные произведения, по которым мы можем судить о её творчестве. Но даже они позволяют говорить о ней как о талантливой самобытной художнице, тонком колористе, сочетающем в своем творчестве реалистические мотивы с элементами русского модерна.

В 1910 году в собрание Саратовского Радищевского музея от Е. В. Борисовой-Мусатовой поступили первые работы В. Э. Борисова-Мусатова, положившие начало его монографической коллекции. Это графический портрет Елены Мусатовой и картина «Осенний мотив», которая и по сей день является украшением постоянной экспозиции музея.

Работы Е. В. Александровой хранятся в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург), Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (Омск), Национальном музее Республики Татарстан (Казань), в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры