Графика лидеров русского авангарда. Выставка «Русский авангард: столицы и провинция»

Автор:  Алексеева Вера Юрьевна - заведующий сектором

  • Малевич К.С. "Городок"
Дата мероприятия:  08.10.2015  —  01.02.2016
Телефон:  (8452) 26-16-06, (8452) 26-28-55
Стоимость билета:  от 50 руб. до 100 руб.
           

На выставке работает бесплатный аудиогид для мобильных устройств.

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет выставку «Русский авангард: столицы и провинция».

В первые десятилетия ХХ века на художественной арене появляются мастера с мощным голосом, не боящиеся острых углов и диссонансов. И в искусство графики художники-экспериментаторы привносят экспрессивный язык, смелые выразительные средства.

Экспозиция графики продолжает тему диалога столичных авангардных течений и саратовских «левых» поисков. Её центром являются превосходные работы лидеров русского авангарда К. Малевича, В. Татлина, М. Шагала, В. Кандинского, а также А. Родченко и В. Степановой.

Новаторские тенденции московского «Бубнового валета», возникшего в ранний период русского авангардного движения, связаны с ориентацией на сезаннизм и кубизм, отказом от традиционной повествовательности сюжета в пользу выразительности цвета, линии, формы, фактуры. Эти черты прочитываются в выставочных произведениях А. Лентулова, А. Осмёркина, а также В. Бехтеева. Аристократ, офицер-кавалерист, ставший замечательным художником, участвовал в первой выставке «Валетов»: живя в Мюнхене, входил в круг В. Кандинского, а в 1921 году стал главным художником Первого государственного цирка в Москве, что отразилось в тематике его работ. А. Шевченко, чьи произведения экспонировались на многих авангардных выставках тех лет («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень»), представлен сравнительно поздним «Натюрмортом с крынкой и лимоном» (1932) – излюбленным жанром многих «бубнововалетцев». В нём видно серьёзное и глубокое изучение творчества Сезанна, продолжавшееся для художника всю жизнь.

Петербургской версией раннего русского авангарда стал «Союз молодёжи», вобравший в себя многих мастеров и разные новаторские тенденции – от постимпрессионизма до беспредметничества. В этот спектр попадают пронзительно-яркие декоративные пейзажи одного из создателей «Союза» И. Школьника. «Столичный» раздел выставки дополняют рисунки Б. Григорьева – мастера, также соприкоснувшегося с «искусством будущего». В мощной зарисовке вида «Деревья. Бретань» (1917) и, особенно, щемяще-выразительном листе того же года «Мальчик и девочка» из программного цикла «Расея» раскрываются близкие к авангардным открытиям приёмы остро-индивидуальной рисовальной манеры этого «парадоксального русака, возросшего на парижских бульварах».

К бесспорным шедеврам может быть отнесён рисунок М. Шагала «Раненый солдат (На носилках)» (1914) из серии, посвящённой жертвам войны, которая застала художника в родном Витебске. Вся серия – это пронзительно-беспристрастный документ о её жестокости и бесчувствии. Драматический эффект, создаваемый уже самим сюжетом, усиливается сочетанием контрастных туши и белил, заострённости штриховки пером и текучести пятен, нанесённых кистью.

Звучный по цвету, мозаичный по манере «Городок» является ранней работой К. Малевича, ставшего одним из «столпов» русского авангарда. Судя по старой надписи на обороте, этот празднично-декоративный пейзаж можно связать с его так называемой «белой серией». Все три «цветные» серии – «белая», «жёлтая» и «красная» – были показаны автором в самом начале 1910-х годов, что является ориентиром для датировки «Городка». И в этой довольно миниатюрной работе характерен и выразителен квадратный формат, сделавший художника всемирно известным.

Творчество В. Татлина – автора легендарного проекта «Башни» (памятника III Интернационалу) – представлено акварелью «Моряк и китаец» (1910–начало 1912) – программной работой, участвовавшей в нашумевших футуристических выставках 1910-х годов ("Ослиный хвост", "0,10", "Магазин"). Она создана по впечатлениям, хорошо знакомым художнику, – пропитанная обыденностью жизнь матросов, торговцев, рыбаков портовой Одессы. Важнее и увлекательнее самого сюжета, отражённого в нескольких вариантах названия («К открытию навигации», «Продавец флотских форм», «Продавец сукна») оказывается абсолютно индивидуальный художественный почерк, одновременно простой, «примитивный», и сложно-изощрённый.

В экспозицию включены три листа из «Требника троих» (1913). Это знаменитый поэтический сборник «Гилеи» – самой ранней и радикальной группировки русских футуристов. Новая «пощёчина общественному вкусу» (так назывался их предыдущий сборник) была нанесена не только скандальными стихотворениями «отца русского футуризма» Д. Бурлюка, его брата Николая, а также В. Маяковского и В. Хлебникова, но и эпатажными иллюстрациями. Представлены литографированные рисунки В. Татлина и В. Маяковского, впервые выступившего здесь в качестве художника.

Выставка «Магазин» (1916), организованная Татлиным, стала футуристическим дебютом для В. Юстицкого. От того бурного времени сохранились две серии его гуашей, названных условно «Костюмы и маски» и «Рыбаки». Глубокое увлечение автора искусством авангарда, раскрывается в фовистской пронзительности цвета и примитивистской пластике запоминающихся образов-знаков. Художник, начавший выставляться в Москве в кругу ниспровергателей «старого» искусства, спустя два года был командирован в Саратов для участия в создании искусства «нового». В «саратовском» разделе экспонируются его кубистические проекты фриза дома II конгресса III Интернационала (1920–1921) и экспрессивные гуаши из серии 1928–1929 годов.

Четыре листа из серии «автолитографий в красках» «Горная Бухара» (1923) принадлежат к самым ярким, восточным, страницам творчества П. Кузнецова. Великий саратовец был не только одним из предтеч русского авангарда, но и соприкасался с ним в зрелые годы. Об этом говорит ряд композиционных приёмов в его «бухарских» листах – геометризованность, упрощение рисунка, уплощение пространства – и экспрессивная цветовая палитра.

Саратовский авангард начал формироваться с первых послереволюционных лет. Мощный импульс был задан несколькими художниками, оказавшимися здесь вскоре после «октябрьских» событий. Один из них – Д. Загоскин, проживший в Саратове менее пяти лет, – представлен единичными сохранившимися композициями именно того периода. Его линогравюра «Интерьер» (1922) с мощной компоновкой, ритмизованными контрастами чёрного и белого и грубоватой фактурой сопровождена примечательной дарственной надписью автора Юстицкому. «Уроки» авангарда, который стал для многих художников не только искусством, но и образом жизни, преподавались в саратовских Свободных художественных мастерских, позднее преобразованных в Саратовское художественное училище. Их впитали и ученик Юстицкого Е. Егоров, создавший в середине 1920-х хлёсткую серию работ о местном НЭПе с экспрессивными гротесковыми образами, и И. Ершов («Автопортрет»,1926, «Игроки», 1929), и Ф. Русецкий («Смерть солдата», «Ветка мира», оба –1931), сумевшие на резко изменившемся художественном фоне рубежа 1920–1930-х ухватить вектор авангардных поисков.

В целом, графический раздел выставки включает более 50 произведений из фондов музея, выполненных в различных оригинальных и печатных техниках. Многое, в том числе большинство шедевров музейного авангарда, было передано в коллекцию ещё в конце 1910-х–1920-е годы из структур Наркомпроса, из Государственной Третьяковской галереи и Государственного музейного фонда. Другие экспонаты поступили в 1970–1980-е годы от самих авторов или, чаще, от их наследников, а также коллекционеров. Лучшие работы много раз участвовали в престижных российских и международных выставках авангардного искусства. Некоторые экспонируются впервые. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений