«Агитационный фарфор». Выставка «Русский авангард: столицы и провинция»
Автор: |
Довгаленко Анна Сергеевна Михайлова Людмила Михайловна - заведующий сектором |
Фарфор, наиболее совершенный из всех керамических материалов, за свою более чем тысячелетнюю историю, в разные эпохи и в разных странах переживал различные стадии и формы использования. Революция в корне изменила отношение к фарфору. Хрупкий изысканный материал стал средством не только удовлетворяющим бытовые и эстетические потребности населения, но рупором новой власти, новых идей. Революция отняла сомнения и колебания, растворила нежность и грусть, и дала всему четкие контуры и резкие тона. Это отразилось и на фарфоре. Начались искания новых форм, красок и содержания. В условиях политики военного коммунизма, по образному выражению исследователя русского фарфора Л.В. Андреевой произошел «творческий взрыв» появился «агитационный фарфор». В революции художники черпали и идеалы, и энергию, и воодушевление, и благородный восторг.
Технической базой, на которой претворялась в жизнь важная для того времени задача – внедрение искусства в широкие народные массы – стал Государственный фарфоровый завод (бывший Императорский). К художественному руководству ГФЗ был привлечен талантливый керамист, известный книжный график Сергей Чехонин. Вместе с сотрудниками Государственного фарфорового завода он заложил основы нового стиля в декоративной росписи фарфора.
Первые изделия с лозунгами и революционной символикой появились осенью 1918 года. Агитационный фарфор создавали лучшие художники того времени – С.Чехонин и К. Петров – Водкин, М.Добужинский и Г. Нарбутов, В. Кузнецов и Н.Данько, Н.Альтман и В. Белкин, А.Щекотихина-Потоцкая и М.Лебедева и многие, многие другие.
В коллекции музея имеются тарелки с надписями «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Вперед по ленинскому пути» С. Чехонина, «Да здравствуют Советы» Р.Вильде, «Смена идёт» М. Адамовича, блюдце «Ленин в сердцах наших да будет жить» В. Бейдуката выполненные в начале 1920-х годов. Многие художественные изделия того времени выпускались к юбилейным датам и важным событиям в жизни страны. Представленная в экспозиции чашка с надписью «Ленин умер, но заветы его живы» была изготовлена в связи со смертью лидера Советского государства.
Одновременно и наряду с агитационным фарфором выпускалась посуда с изображениями пейзажей, цветочными композициями, сценами из жизни рабочих и крестьян.
К этому времени относится работы выполненные Чехониным в черно-белых тонах, где с особой силой проявился талант Чехонина-графика. На выставке представлены экспонаты из известной серии «Роза и маска». Фарфор Чехонина становится ярким проявлением стиля «blanc et noir».
Виртуозом кисти в росписи фарфора была Зинаида Кобылецкая. В её агитационных и цветочных росписях документальное и натуральное соседствуют и подчинены декоративному решению.
Если Чехонин внес в фарфор пафос политических идей, революционное слово и символы нового государства, то Александра Щекатихина–Потоцкая пришла с иными темами – сказочными и фантастическими, со своевольной привязанностью к краскам и живописной работе. Её театрально-декорационное прошлое, влияние Николая Рериха, сказалось на выборе тематики во время работы на Государственном фарфоровом заводе. Щекатихинский фарфор первых послереволюционных лет лишь условно может быть причислен к агитационному: так субъективна в нем трактовка новых идей и образов. На выставке представлена одна из самых известных работ Щекатихиной-Потоцкой – «Снегурочка».
Скульптором, создавшим хронику первых лет советской власти была Наталья Данько. Её одаренность проявилась не только в тонком понимании этого вида искусства, но и в многообразии сюжетов. Герои ее произведений это люди самых разных социальных слоев, занятий и профессий: матросы, партизаны, работницы, известные деятели искусства, и просто уличные персонажи, как например «Гадалка», представленная на выставке.
В фарфоре 1920-х годов раньше, чем в какой-либо другой отрасли художественной промышленности, отразилась полоса агитационного искусства. Он неотделим был от идеи и дела монументальной пропаганды. Те же надписи, что и на фарфоре, можно было прочесть в те годы на памятных досках, на стенах общественных зданий.
Фарфор этого периода всегда вызывал большой интерес, как в 1920-е годы, так и в настоящее время. Его выставляли не только в Советской России, но и за рубежом. Выставки агитационного фарфора с большим успехом проходили в Риге, Лондоне, Стокгольме, Милане, Венеции, Ревеле. По выражению одного из руководителей Советского государства А.В. Луначарского, «агитационный фарфор явился первым полпредом СССР за границей». Фарфор первых лет революции исключителен в истории европейского искусства, как и общественная ситуация, его породившая.