Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Агитационный фарфор». Выставка «Русский авангард: столицы и провинция»

Автор:  Довгаленко Анна Сергеевна
Михайлова Людмила Михайловна - заведующий сектором

  • «Агитационный фарфор». Выставка «Русский авангард: столицы и провинция»
           

Фарфор, наиболее совершенный из всех керамических материалов, за свою более чем тысячелетнюю историю, в разные эпохи и в разных странах переживал различные стадии и формы использования. Революция в корне изменила отношение к фарфору. Хрупкий изысканный материал стал средством не только удовлетворяющим бытовые и эстетические потребности населения, но рупором новой власти, новых идей. Революция отняла сомнения и колебания, растворила нежность и грусть, и дала всему четкие контуры и резкие тона. Это отразилось и на фарфоре. Начались искания новых форм, красок и содержания. В условиях политики военного коммунизма, по образному выражению исследователя русского фарфора Л.В. Андреевой произошел «творческий взрыв» появился «агитационный фарфор». В революции художники черпали и идеалы, и энергию, и воодушевление, и благородный восторг.

Технической базой, на которой претворялась в жизнь важная для того времени задача – внедрение искусства в широкие народные массы – стал Государственный фарфоровый завод (бывший Императорский). К художественному руководству ГФЗ был привлечен талантливый керамист, известный книжный график Сергей Чехонин. Вместе с сотрудниками Государственного фарфорового завода он заложил основы нового стиля в декоративной росписи фарфора.

Первые изделия с лозунгами и революционной символикой появились осенью 1918 года. Агитационный фарфор создавали лучшие художники того времени – С.Чехонин и К. Петров – Водкин, М.Добужинский и Г. Нарбутов, В. Кузнецов и Н.Данько, Н.Альтман и В. Белкин, А.Щекотихина-Потоцкая и М.Лебедева и многие, многие другие.

В коллекции музея имеются тарелки с надписями «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Вперед по ленинскому пути» С. Чехонина, «Да здравствуют Советы» Р.Вильде, «Смена идёт» М. Адамовича, блюдце «Ленин в сердцах наших да будет жить» В. Бейдуката выполненные в начале 1920-х годов. Многие художественные изделия того времени выпускались к юбилейным датам и важным событиям в жизни страны. Представленная в экспозиции чашка с надписью «Ленин умер, но заветы его живы» была изготовлена в связи со смертью лидера Советского государства.

Одновременно и наряду с агитационным фарфором выпускалась посуда с изображениями пейзажей, цветочными композициями, сценами из жизни рабочих и крестьян.

К этому времени относится работы выполненные Чехониным в черно-белых тонах, где с особой силой проявился талант Чехонина-графика. На выставке представлены экспонаты из известной серии «Роза и маска». Фарфор Чехонина становится ярким проявлением стиля «blanc et noir».

Виртуозом кисти в росписи фарфора была Зинаида Кобылецкая. В её агитационных и цветочных росписях документальное и натуральное соседствуют и подчинены декоративному решению.

Если Чехонин внес в фарфор пафос политических идей, революционное слово и символы нового государства, то Александра Щекатихина–Потоцкая пришла с иными темами – сказочными и фантастическими, со своевольной привязанностью к краскам и живописной работе. Её театрально-декорационное прошлое, влияние Николая Рериха, сказалось на выборе тематики во время работы на Государственном фарфоровом заводе. Щекатихинский фарфор первых послереволюционных лет лишь условно может быть причислен к агитационному: так субъективна в нем трактовка новых идей и образов. На выставке представлена одна из самых известных работ Щекатихиной-Потоцкой – «Снегурочка».

Скульптором, создавшим хронику первых лет советской власти была Наталья Данько. Её одаренность проявилась не только в тонком понимании этого вида искусства, но и в многообразии сюжетов. Герои ее произведений это люди самых разных социальных слоев, занятий и профессий: матросы, партизаны, работницы, известные деятели искусства, и просто уличные персонажи, как например «Гадалка», представленная на выставке.

В фарфоре 1920-х годов раньше, чем в какой-либо другой отрасли художественной промышленности, отразилась полоса агитационного искусства. Он неотделим был от идеи и дела монументальной пропаганды. Те же надписи, что и на фарфоре, можно было прочесть в те годы на памятных досках, на стенах общественных зданий.

Фарфор этого периода всегда вызывал большой интерес, как в 1920-е годы, так и в настоящее время. Его выставляли не только в Советской России, но и за рубежом. Выставки агитационного фарфора с большим успехом проходили в Риге, Лондоне, Стокгольме, Милане, Венеции, Ревеле. По выражению одного из руководителей Советского государства А.В. Луначарского, «агитационный фарфор явился первым полпредом СССР за границей». Фарфор первых лет революции исключителен в истории европейского искусства, как и общественная ситуация, его породившая. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"