К истории Радищевского музея времен Великой Отечественной войны

Песни Победы «Случайный вальс»

Информационный партнер Радищевского музея саратовский Интернет-портал www.sarbc.ru к 70-летию Победы проводит акцию «ПЕСНИ ПОБЕДЫ». Требования к составу участников, возрастной категории демократичны: от исполнителей профессионалов (представителей саратовских театров, консерватории, филармонии) до детей школьного и детсадовского возрастов. Эту акцию поддержал и «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева», выбрав песню «Случайный вальс». Музыка: М. Фрадкин, Слова: Е. Долматовский.

Известно, что «Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Первоначально вальс носил название «Офицерский вальс» и входил в репертуар Леонида Утесова. Говоря об авторе музыки «Случайного вальса» Марке Фрадкине, отметим, что на фронтах Великой Отечественной он дирижировал ансамблем Киевского военного округа. В это же время началось его сотрудничество с поэтом Евгением Долматовским. Есть сведения, что «Случайный вальс» был написан в вагоне поезда, готовилось крупномасштабное наступление на Курском направлении. Из биографии М. Фрадкина узнаем, что он уроженец Витебска, получил профессиональное образование в Ленинградском театральном институте (1934-1937). Затем он работал в Минском ТЮЗе (актёр, режиссёр и заведующий музыкальной частью) и одновременно учился в Белорусской консерватории (1938—1939) по классу композиции у профессора Н. И. Аладова. В 1945 году Марк Фрадкин написал музыку на стихи Л. Ошанина «К нам в Саратов» - о возвращении паренька с фронта на родину.

* * *

Выбор песни «Случайный вальс» для акции в стенах музея совершенно случаен. Однако, обратившись к фактам истории Радищевского музея в годы Великой Отечественной войны, было обнаружено следующее.

Остановимся лишь на некоторых деталях, связанных с судьбами людей, которые, по воле случая, были эвакуированы в тыловой Саратов. Первыми удары фашистских захватчиков испытал народ Беларуси. В наш город при сложнейших условиях эвакуации прибыла семья выдающихся деятелей белорусской культуры – Аладовых.

Заинтересовала фамилия Аладов, поскольку в биографии Марка Фрадкина значилось, что «по классу композиции он учился у Н.И. Аладова».

Подтверждение получено достаточно быстро. Доцент Николай Ильич Аладов – преподаватель Белорусской консерватории, а его супруга Елена Васильевна, (кстати, их брак официально был зарегистрирован в 1943 году в Саратове) – научный сотрудник группы по созданию первой в Белорусии Государственной картинной галереи, которая открылась в 1939 году. В Саратове Аладов Н.И. продолжал свою профессиональную деятельность. Преподавал в Саратовской и эвакуированной Московской консерваториях.

Вспомнилось, что в дар библиотеке Радищевского музея недавно поступила книга «Елена Аладова. Музей - ее судьба». Воспоминания, документы, исследования, изд. «Мастацкая лiтаратура», Минск, 2006 г.

Из Автобиографии Елены Аладовой

«На третий день войны наша семья покинула бомбоубежище галерии. Мы пешком добрались до Смоленской области и в июле приехали в Саратов. Там я была принята на службу в Художественный музей имени Радищева республиканского подчинения, где в течении двух лет работала заместителем директора по научной части и главным хранителем музея. … Работы при крохотном штате сотрудников было много, но она мне нравилась, поскольку сам музей был великолепный…

…За плодотворную работу по обслуживанию области и госпиталей передвижными выставками получила благодарность обкома КПСС (тогда ВКПб). Один год вела курс музееведения на искусствоведческом факультете эвакуированного в Саратов Ленинградского университета…».

Работа в Саратове, где Аладовы жили в эвакуации, чрезвычайно важный период в жизни Елены Васильевны. Именно здесь она приобрела бесценный организаторский опыт музейной работы. В редкие свободные часы Аладова работала над кандидатской диссертацией под руководством профессора И И Иоффе – зав.кафедрой искусствоведения Ленинградского университета, сотрудники которого в начале блокады были эвакуированы в Саратов. Трудовая деятельность в «Республиканском художественном музее имени А.Н. Радищева» требовала от Аладовой своевременных организационных мероприятий.

Сохранилось ее ходатайственное письмо в адрес Управления по делам искусств при СНК РСФСР, в котором отражена суровая обстановка в музее, помимо просьб «об обеспечении и.о. старших научных работников музея снабжением по приказу № 170» (об увеличении пайка сотрудникам), Елена Васильевна отмечает: «Художественный музей просит Вашего указания о снабжении сотрудников музея материалом для пошива униформы и обуви. Сотрудникам, которым приходится вести работу со зрителями в музее и читать лекции вне его настолько скверно одеты, что зачастую своими костюмами вызывают насмешки аудитории»… здесь же она ставит проблемы материального снабжения – оконного стекла для остекления окон музея, холста, клея, и т.п.

В январе 1944 года Елену Васильевну отозвали в Москву – работать в Государственной комиссии по делам искусств Совнаркома СССР по определению ущерба, причинённого фашистскими захватчиками коллекциям художественных музеев. Уже погнали врага с оккупированных им территорий…

Буквально через полгода Елена Васильевна возвращалась на родину, в освобождённый Минск. Ещё в мае 1944 года Совнарком БССР издал постановление о восстановлении Государственной картинной галереи БССР и Аладовой было поручено возглавить эту работу.

В заключение, следует упомянуть о важном документе, датированном 1943 годом, который определяет смену статуса «Республиканского художественного музея имени А.Н. Радищева»: «18 марта 1943 года Постановлением № 246 музей приобрел современное название: «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений