Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Радищевский музей в годы Великой Отечественной войны. Страницы истории

Автор:  Савельева Елена Константиновна - ученый секретарь

22 июня 1941 года состоялся митинг сотрудников музея. «Вместе со всей страной наш коллектив будет бороться и работать там, где это будет нужно в тылу и на фронте. Даем клятву, что в эти боевые дни еще больше будем блюсти трудовую дисциплину, а ценности, которые сохранялись многими веками, сохраним также для будущих поколений»,- говорилось в резолюции.

Жизнь в музее с началом войны резко изменилась. Немногочисленные сотрудники-мужчины были мобилизованы на фронт, в их числе - директор И.Д.Бурмистров. С 31 июля 1941 года его обязанности приняла на себя заместитель директора музея по научной работе И.А.Фомина. В связи с уменьшением государственных ассигнований на расходы музея был значительно сокращен штат сотрудников.

В первые месяцы войны работникам музеев необходимо было в соответствии с постановлением правительства организовать противовоздушную оборону своих зданий, срочно подготовить наиболее ценные коллекции фондовых собраний музеев прифронтовой полосы к эвакуации в тыл страны, обеспечить их сохранность в период эвакуации.

В Радищевском музее был организован штаб первичного объекта местной противовоздушной обороны. Все деревянные конструкции чердака обработали огнеупорным составом, выкопали ямы с запасом воды. Здание было замаскировано по проекту художника А.Д. Гончарова, имевшего опыт работы в службе маскировки Москвы и оказавшегося в это время в Саратове в эвакуации.

Осенью 1941 года Радищевский музей получил приказ о подготовке к эвакуации наиболее ценных художественных произведений. Экспозиция была снята, экспонаты разделены на 3 категории, в зависимости от их художественной ценности, вещи первой категории упакованы в специальные ящики и подготовлены к эвакуации. Готовились к отправке также и находившиеся в Радищевском музее эвакуированные коллекции двух музеев из Киева и Витебского художественного музея. Музей не был эвакуирован и возобновил свою деятельность 18 января 1942 года. Были вновь открыты отделы русского и западноевропейского искусства.

Оставаясь в тылу, Радищевский музей, прежде всего, должен был организовать хранение своих ценностей. В Саратове, как и по всей стране, ощущался недостаток электроэнергии, топлива, не хватало материалов, необходимых для реставрации и консервации художественных произведений. А потому музейные работники в хранительской деятельности, исходили из реальных возможностей, руководствуясь своим профессиональным опытом и чувством долга.

Зимой 1942-1943 гг. и 1943-1944 гг. музей не отапливался. От сырости и мороза пострадала коллекция мебели, другие предметы декоративно-прикладного искусства, так как из-за повышенной влажности и холода клей утратил свои свойства, серьезную тревогу вызывало состояние живописного фонда. В начале войны по решению властей в здании были размещены командный пункт медико-санитарной обороны Саратова, городской отдел собеса и областной отдел связи, занявший несколько помещений первого и второго этажа под склад радиоприемников, собранных у жителей города. Рядом со зданием музея органы МПВО построили бомбоубежище, под которое была отдана и часть подвального помещения музея, там некоторое время находился командный пункт главнокомандующего ПВО Поволжья и Северного Кавказа генерала Г.С. Зашихина.

Война внесла коррективы и в организацию просветительской работы Радищевского музея. В приказах и обращениях Наркомпроса РСФСР была представлена программа работы советских музеев в условиях войны, указывалось на важность перестройки экспозиционной, выставочной и массовой работы музеев, предлагалось обратить особое внимание «на усиление массовой работы вне стен музея». В них также рекомендовано было «развернуть во всех музеях экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне советского народа против германского фашизма. Особое внимание следовало уделять созданию выставок-передвижек для обслуживания предприятий, колхозов, домоуправлений, госпиталей, выделяя для их сопровождения лучших музейных работников».

В соответствии с этими указаниями строил свою работу Радищевский музей. В полном объеме представить постоянную экспозицию музей не мог. Во-первых, из-за сокращения экспозиционной площади, во-вторых, наиболее ценные экспонаты 1 и 2 категории (живопись без рам, гравюры и рисунки) в 1942 году были в основном законсервированы, а летом 1943 года 10 ящиков с лучшими предметами музейной коллекции были помещены в бомбоубежище. Лишь в 3 квартале 1943 года ящики с картинами и рисунками были возвращены в запасники музея и распакованы. Таким образом, в начале войны сотрудники музея работу со зрителями организовывали на основе временных и передвижных выставок.

Всего за время войны Радищевский музей провел 14 стационарных и 47 передвижных выставок. Большинство из них были посвящены военной истории страны и борьбе советского народа на фронте и в тылу.

Уже в августе 1941 года открылась выставка «Героическое прошлое русского народа в изобразительном искусстве», составленная из гравюр и репродукций с таких известных картин, как «Переход Суворова через Альпы» В.И. Сурикова, «Портрет Д. Давыдова» О.А. Кипренского, «Богатыри» В.М. Васнецова и др. Позже эта выставка стала передвижной: 22 февраля 1942 года состоялось ее открытие в кинотеатре «Темп», затем она работала в клубе завода комбайнов и одной из воинских частей.

Основной формой идейно-воспитательной работы в военное время была агитация, а плакат – ее наиболее ясным и доходчивым средством. Результатом сотрудничества Радищевского музея и художников саратовского «Агитокна»: Н.А.Архангельского, Б.П. Боброва, Л.Я. Ельковича, Ф.Э. Заборовского, Л.С. Рабинович было несколько выставок. Так, 12 февраля 1942 года в Радищевском музее была открыта выставка «Полгода работы саратовского «Агитокна», в июне 1942 года музей и Саратовское отделение Союза Художников организовали передвижную выставку агитокон и агитплакатов для демонстрации в колхозах области, в 1944 году в музее экспонировалась выставка «3 года работы «Агитокна».

Целый год (с августа 1942 года по август 1943 года) в музее работала выставка «Отечественная война советского народа против гитлеровских империалистов», на которой экспонировались документы, трофеи, плакаты, живопись и скульптура. На выставке были представлены работы саратовских художников. Были показаны и произведения тех, кто оказался в Саратове и Саратовской области в эвакуации. Это были московские скульпторы А.Н .Златовратский и А.С. Кондратьев, живописцы А.Д. Гончаров и Г.О. Рублев, недавняя выпускница Киевского художественного института Т.Н. Яблонская, украинский плакатист Г.М. Пустовойт.

В течение 1943 года на этой выставке дважды проводилась реэкспозиция, были вновь созданы разделы: «Разгром немцев под Сталинградом» и «Патриотический подъем трудящихся в деле укрепления Советского Союза в 1943 году» и др.

Большинство картин, рисунков, скульптурных работ, представленных в музее на межобластной выставке работ художников Поволжья в 1944 году, также были посвящены теме Великой Отечественной войны.

На протяжении всей войны Радищевский музей организовывал передвижные выставки в саратовских госпиталях и воинских частях, в полевых станах области, сотрудники музея читали лекции и выступали с докладами на заводах и в колхозах, в учебных заведениях, на агитпунктах, в военкоматах. Темы лекций указывались Наркомпросом РСФСР в методических письмах и обращениях и были ориентированы на воспитание патриотических чувств слушателей. Музейщики читали лекции на темы: «Красная армия в произведениях советских художников», «Народная война в античном искусстве», «Ленин и Сталин в изобразительном искусстве», «Русские художники-реалисты», «Роль передвижников в русской живописи». Лекции сопровождались демонстрацией репродукций или иллюстрировались проекционным фонарем.

Огромное значение во время войны имела пропаганда гуманистических и патриотических традиций русского искусства. В стране отмечались юбилеи И.Е.Репина, Н.В.Гоголя А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Чехова. Сотрудники Радищевского музея в августе 1944 года провели несколько мероприятий в связи со 100-летием со дня рождения И.Е.Репина.

В Саратовском Доме Красной Армии состоялось торжественное заседание, в музее была организована юбилейная научная конференция, посвященная жизни и творчеству И.Е. Репина, и выставка живописных и графических работ И.Е. Репина и его современников. 100-летие со дня рождения В.Д. Поленова в 1944 году также было отмечено выставкой произведений художника из коллекции Радищевского музея.

В военные годы показатели посещаемости музея не только не снизились, но даже возросли (так, в 1939 году в отчетах значится 46.000 посетителей, а в 1943 году – 56.983 человека), это следует связывать, прежде всего, с активной выставочной и лекционной работой сотрудников вне стен музея. Основную массу посетителей музея составляли ученики школ, студенты и военнослужащие.

Большую роль в просветительской работе музея в годы войны играла библиотека, заведующей которой с 1937 года была О.И.Смирнова. Богатое собрание изданий по истории искусства служило материалом для художников и учеников художественных школ и училищ. Свои курсы по истории античного, западноевропейского и русского искусства Ленинградский государственный университет, находившийся в Саратове в эвакуации, основывал на материалах библиотеки музея. Даже когда читатели из-за холода в музее не могли посещать библиотеку, сотрудники отвечали на их запросы и давали консультации.

В течение 1941-1942 гг. Наркомпрос издал ряд инструкций о проведении единого государственного учета музейных коллекций. Но в условиях военного времени реальную возможность заниматься намеченной этими документами работой имели далеко не все музеи.

Радищевский музей начал полную научную инвентаризацию, проверку и оценку всех наличных ценностей в 1943 году. В первой стадии уже существующие инвентарные карточки проверялись и исправлялись в соответствии с инструктивными указаниями. По окончании проверки с карточек планировалось составить инвентарный каталог. За 1943 год инвентаризацию прошел 6551 предмет, (621 живописная работа, 622 - графических, 53 - скульптурных и 1317 произведений прикладного искусства). Работа продолжалась и в последующие годы, но она затруднялась тем, что штат научных сотрудников музея не был полностью укомплектован, поэтому к инвентаризации привлекли саратовских педагогов, которые не имели специального искусствоведческого образования и должны были пройти предварительную подготовку по истории русского и западноевропейского искусства.

Уже в 1943 году был расширен штат. Появились новые научные сотрудники, вернулись на работу уволенные в начале войны Н.И. Оболенская и реставратор И.И. Васильев. В течение 1944 года в музее был сделан необходимый ремонт: здание окрашено снаружи, оштукатурены стены в двух выставочных залах музея, вставлены стекла в окнах и световом фонаре, восстановлена кровля, протекавшая во время дождей, проведен текущий ремонт отопительной системы, канализации и водопровода.

Как только появилась возможность расширить постоянную экспозицию, в 1944 году была проведена реэкспозиция залов русского искусства XVIII-XIX века и западноевропейского искусства. К сожалению, не сохранилось документов, которые давали бы возможность более подробно говорить о восстановленной экспозиции музея, однако известно, что представлены были все лучшие произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, даже те, которые не выставлялись до начала войны. По плану работы музея на 1944 год намечалось открытие залов русского искусства начала XX века и советского искусства, но помещения этих выставочных залов, так и не были освобождены от сданных на хранение жителями Саратова радиоприемников. Такое положение сохранялось до конца войны.

C середины мая начинают один за другим открываться экспозиционные залы: художники-передвижники, художников академического направления, отдел советского искусства.

Начали возвращаться с фронта художники. Музей предоставил свои залы для выставок Ф.Э. Заборовского, чьи работы были посвящены Сталинградской битве, и А.И. Бородина, показавшего фронтовые зарисовки. Чуть позже экспонировались агитплакаты и рисунки Б.П. Боброва, работы А.И. Бородина и Б.А. Грицкова, объединенные темой «От Сталинграда до Дрездена».

Уже в мирное время, вскоре после Победы, в июне 1945, Радищевский музей отметил шестидесятилетие.

В апреле 1946 года демобилизовался и вновь приступил к обязанностям директора И.Д. Бурмистров. В музейном коллективе не обошлось без потерь: погибли ушедшие на фронт научный сотрудник музея Константин Дмитриевич Частов и реставратор Владимир Павлович Власов. За работу в тылу И.А. Фомина, исполнявшая обязанности директора во время войны, заведующая библиотекой музея О.И.Смирнова, заместитель директора по науке Н.И.Оболенская, были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры