Выставка «Иконы на страже Земли Русской». Современная православная икона Ксении Мартыненко

Автор:  Богатырева Ольга Анатольевна

  • Выставка «Иконы на страже Земли Русской». Современная православная икона Ксении Мартыненко
Дата мероприятия:  30.06.2022  —  31.07.2022
Стоимость билета:  100 – 200 руб.
Встречи на выставке

«Создание иконы – это моя молитва
за всех людей, чтобы в их душах
возродились свет, добро и красота…»
Ксения Мартыненко

Радищевский музей экспонирует выставку «Иконы на страже Земли Русской» с интересной коллекцией современной православной иконы саратовского художника Ксении Александровны Мартыненко. В экспозиции будут представлены более 160 произведений, посвященных почитаемым Русской Православной церковью образам христианских святых. Ксения Мартыненко более тридцати лет жизни посвятила возрождению основ древнерусской иконописи. Ее творения являют собой своеобразное личное откровение, признание в глубокой и нерушимой любви к родной стране, ее истории и культуре.

Основной концепцией выставки и всего творчества Ксении Мартыненко является тема защиты и прославления родного Отечества. Как известно, вся история России прошла под знаком иконы. Многие прославленные и чудотворные образы чтимых святых стали свидетелями и участниками важнейших исторических событий в судьбе страны. Со времен принятия Русью христианства на долю русского народа неоднократно выпадали тяжелые испытания. Только вера и безграничная любовь к родине вселяли в людей надежду на победу, прибавляли сил, помогали выстоять и стали основным связующим звеном между прошлым и настоящим России. В своих произведениях Ксения Александровна обращается к своим соотечественникам, современным людям, с их надеждами и представлениями о смысле жизни, их заботой о благополучии своих семей и страны. Она взвывает к актуальным проблемам исторической памяти и национальной идентичности народа.

Становление Ксении Мартыненко, как художника-иконописца, пришлось на 90-е годы XX века и совпало с общей тенденцией возрождения православия в постсоветской России. Повсеместное возвращение Церкви храмов и монастырей, реликвий и святынь, почитаемых многими поколениями предков, строительство новых церквей являлось естественным процессом на пути восстановления. В этой связи огромное значение имело возрождение церковного искусства.

Однако долгие годы забвения привели к утрате преемственности поколений народных мастеров. Современные художники-иконописцы по крупицам восстанавливают традиции древнего ремесла, Ксения Мартыненко одна из них. В то же время она является ведущим иконописцем Саратовской губернии. Так случилось, что художница пришла к иконописи уже сложившимся мастером. Получив образование в Липецком филиале Московского Университета Искусств (отделение лаковой миниатюры), Ксения Александровна долгое время работала главным художником Объединения мастеров народного искусства художественного фонда Узбекской ССР. После возвращения в Саратов волею судьбы определился ее творческий путь как художника-иконописца.

Профессиональный опыт и знания, приобретенные в работе с лаковой миниатюрой, помогли ей постичь тайны иконописного искусства и овладеть сложнейшей техникой темперной живописи. Обращаясь к традиционным иконографиям и уважая сложившиеся с древности каноны, Ксения Александровна, тем не менее, как настоящий художник постоянно находится в творческом процессе и создает оригинальные, самобытные произведения. Написанные ею образы необычайно яркие и выразительные. Они неизменно говорят языком символов, привлекают внимание плавными ритмами певучих линий и поиском цветового созвучия. При этом главной целью художника является создание моленного образа, раскрытию его мистической глубины.

Создание иконы требует от художника не только большого мастерства, но и колоссального внутреннего напряжения. Неслучайно, в древности на Руси святые образы создавались вдали от мирской жизни погруженными в нескончаемую молитву монастырскими иконописцами. Будучи духовно чутким и художественно одаренным человеком, Ксения Мартыненко уловила самое главное в иконе – ее особый строй, передающий ощущение встречи с горним миром, с миром гармонии и святости.

Творческое наследие художника воплощено в нескольких обширных циклах. К числу ранних, представленных на выставке, принадлежит группа произведений, посвященная многообразию образов Пресвятой Богородицы, Заступницы и Защитницы всего человеческого рода. Этот цикл продолжает пополняться и сегодня. Особо привлекает внимание обращение художника не только к популярным иконографиям, но и редким местно почитаемым образам Божией Матери (например, Богоматерь Дягтерубская, Васильковская, Ржавецкая и т.д.). В этом ряду своеобразным открытием является уникальная икона «Образ Пресвятой Богородицы Саратовской», аналогов которой не существует. Этот образ, явленный Ксении Мартыненко во сне, стал своего рода выражением ее искренней любви к родному городу Саратову.

Особенно цельным и гармоничным является цикл, посвященный русским святым воинам и военачальникам, воплотившим в себе духовно-нравственный идеал защитника Отечества. Россия всегда гордилась своими доблестными воинами, чьи имена навеки вписаны в страницы истории. Для многих будущих поколений ратные подвиги былинного богатыря Ильи Муромца, стратегическая мудрость и победы Великих князей Александра Невского и Дмитрия Донского стали убедительными образцами проявления мужества, долга и чести. За великие заслуги перед родиной и праведную жизнь эти воины были причислены Русской православной церковью к лику святых. Написанные мастером в своеобразной узнаваемой художественной манере яркие иконописные образы святых призваны стать духовными ориентирами для потомков.

В цикле икон, посвященных небесному воинству, свет христианской веры и безграничной любви несут в себе воссозданные Ксенией Мартыненко по древним иконописным образцам образы первых канонизированных на Руси благоверных русских князей Бориса и Глеба, прославленных в лике мучеников-страстотерпцев. Особое место занимает образ праведника и Великого молитвенника Земли Русской преподобного Сергия Радонежского, снискавшего себе особую народную любовь и уважение. Продолжение древнерусской традиции почитания общехристианских ратных и духовных воинов представлено на иконах святых великомучеников Георгия Победоносца Дмитрия Солунского, Федора Стратилата и любимейшего русским народом святителя Николая Чудотворца.

Ксения Мартыненко легко отзывается на сложение иконографий новоканонизированных святых. Так, в ее коллекции в ряду святых воинов появился образ святого праведного воина адмирала Федора Ушакова, причисленного Русской православной церковью к лику святых в 2001 году.

Выставка икон, написанных Ксенией Мартыненко в течение более трех десятков лет, призвана не только рассказать о славном прошлом России, но и показать живой процесс развития современного иконописного искусства и многогранность творческих устремлений автора. Кроме того, она отражает включенность в этот многотрудный процесс и художников саратовской земли. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений