Дорога домой. Живопись художников Таджикистана
Дата мероприятия:
01.06.2019 — 30.06.2019
Телефон: 8 (8453) 55 78 87
Стоимость билета: 50 руб.
Выставка «Дорога домой» представляет более 30-ти живописных произведений конца XX – начала XXI века из собрания московского коллекционера и мецената, основателя Фонда поддержки искусств и музейной деятельности.
Художественная культура Таджикистана – это неисчерпаемая кладовая, ведущая отсчет еще со времен Персидской империи и не утратившая актуальности по сей день, самобытная культура, впитавшая в себя лучшее из разных эпох - в том числе в непростые времена становления советской власти. Таджикистан, как некая птица-феникс, несмотря на значительные трудности развития, войны и природные бедствия, постоянно обновляется и возрождается. Культура народа сидит глубоко в его генетике и расцветает, когда появляется такая возможность.
Художественная культура Таджикистана – это неисчерпаемая кладовая, ведущая отсчет еще со времен Персидской империи и не утратившая актуальности по сей день, самобытная культура, впитавшая в себя лучшее из разных эпох - в том числе в непростые времена становления советской власти. Таджикистан, как некая птица-феникс, несмотря на значительные трудности развития, войны и природные бедствия, постоянно обновляется и возрождается. Культура народа сидит глубоко в его генетике и расцветает, когда появляется такая возможность.
Изумительный расцвет таджикской или, как ее еще называют, душанбинской школы живописи в 1930-1990 годы принес талантливейших авторов, которые были известны на всей территории СССР.
По сути – в первой половине ХХ века Таджикистан становится одним из заповедных центров, сделавшегося неугодным в начале 30-х годов русского авангарда. К русским художникам-авангардистам начала ХХ века мы относим последователей различных направлений живописи, далеких от реализма: импрессионизма, фовизма, кубизма, экспрессионизма и других. История русского авангарда была яркой, но короткой. Возникнув в последней четверти XIX века, авангардные течения способствовали формированию революционных процессов, поскольку они отвергали существующие устои и уклады общества, и в первые послереволюционные годы получили широкое развитие.
Однако уже в начале 1930-х годов молодой и агрессивной советской власти бунт, условности, недосказанности стали не нужны.
Необходимость в авангарде отпала, и очень быстро авангардные направления живописи и художники-авангардисты попали в немилость. Пришел новый стиль – социалистический реализм. Нам показывали пышущих здоровьем молодых колхозниц, доярок, отважных летчиков. Все, что не соответствовало этому стилю, фактически объявлялось не искусством, а художники-авангардисты – не художниками. И те живописцы, которые обращались к душе, внутреннему миру, вынуждены были либо сломать себя, либо эмигрировать. Многие уехали из России в США и Европу: Марк Шагал, Хаим Сутин, Василий Кандинский.
Но те, которые не успели, не смогли или не захотели покинуть Россию, перебрались в Туркестан – республики Средней Азии, в частности, Узбекистан и Таджикистан. Здесь политический климат был намного мягче, и художники получили возможность творить. Работая в Средней Азии, они не только создавали полотна, но, что важнее, создавали живописные школы, художественные мастерские, союзы, а в последующем стали основателями художественных музеев.
Их ученики воплотили идеи русского авангарда – революционность, беспредметность, экспрессию, буйство цвета, символизм и условность изображения – в сочетании с традициями средневековой таджикской миниатюры, выразившимися в экспериментах с цветом и светом. Результатом такого синтеза стало совершенно уникальное и самобытное явление – школа таджикской станковой живописи ХХ века.
Центральное место на выставке «Дорога домой» занимают работы монументалиста Сабзали Шарипова, романтиков Муривата Бекназарова и Рахима Сафарова - все они питались от традиций русского авангарда.
Сабзали Шарипов. Один из самых маститых живописцев Таджикистана, художник-легенда. Член Союза художников СССР с 1977 года, Народный художник Таджикистана. Участник многочисленных всесоюзных и зарубежных выставок. В настоящее время преподает в Государственном институте изобразительного искусства и дизайна. Его работы – монументальные, драматичные, эпичные, тяжелые, с них словно срывается вихрь воздуха. От его полотен веет мощью, седой мудростью, исходящая от них экспрессия заполняет собой все пространство, не оставляя равнодушным ни одного человека.
Муриват Бекназаров. Пик творчества художника пришелся на 1970-1980-е годы, когда он создал ряд монументальных работ в технике мозаики и стенной росписи, украсивших здания госучреждений в Таджикистане и Узбекистане. Параллельно занимался живописью, был участником всесоюзных и республиканских выставок. Преподавал живопись в Республиканском художественном училище и Таджикском техническом университете. Заслуженный деятель искусств Таджикистана. Работы художника находятся в Национальном музее Таджикистана в Душанбе, коллекциях Союза художников СССР, частных коллекциях стран Европы, Латинской Америки и США. Работам мастера присущи плавность линий, гармония и сочность красок, солнечность и динамизм.
Рахим Сафаров. Наш современник. Он пережил гражданскую войну в Таджикистане и выстрадал ее еще раз в серии своих драматичных полотен. Но он еще и фантаст, и добрый сказочник, и философ, размышляющий о течении жизни и ее ценностях. Член Союза художников Таджикистана. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музее искусств народов Востока в Москве, коллекции Союза художников России, Национальном музее Таджикистана и в частных собраниях в США, Канаде, Германии, Франции, Норвегии и Англии.
Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!