Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Дорога домой. Живопись художников Таджикистана

  • Дорога домой. Живопись художников Таджикистана
Дата мероприятия:  01.06.2019  —  30.06.2019
Телефон:  8 (8453) 55 78 87
Стоимость билета:  50 руб.
Выставка «Дорога домой» представляет более 30-ти живописных произведений конца XX – начала XXI века из собрания московского коллекционера и мецената, основателя Фонда поддержки искусств и музейной деятельности.

Художественная культура Таджикистана – это неисчерпаемая кладовая, ведущая отсчет еще со времен Персидской империи и не утратившая актуальности по сей день, самобытная культура, впитавшая в себя лучшее из разных эпох - в том числе в непростые времена становления советской власти. Таджикистан, как некая птица-феникс, несмотря на значительные трудности развития, войны и природные бедствия, постоянно обновляется и возрождается. Культура народа сидит глубоко в его генетике и расцветает, когда появляется такая возможность. 

Изумительный расцвет таджикской или, как ее еще называют, душанбинской школы живописи в 1930-1990 годы принес талантливейших авторов, которые были известны на всей территории СССР.

По сути – в первой половине ХХ века Таджикистан становится одним из заповедных центров, сделавшегося неугодным в начале 30-х годов русского авангарда. К русским художникам-авангардистам начала ХХ века мы относим последователей различных направлений живописи, далеких от реализма: импрессионизма, фовизма, кубизма, экспрессионизма и других. История русского авангарда была яркой, но короткой. Возникнув в последней четверти XIX века, авангардные течения способствовали формированию революционных процессов, поскольку они отвергали существующие устои и уклады общества, и в первые послереволюционные годы получили широкое развитие. 

Однако уже в начале 1930-х годов молодой и агрессивной советской власти бунт, условности, недосказанности стали не нужны.
Необходимость в авангарде отпала, и очень быстро авангардные направления живописи и художники-авангардисты попали в немилость. Пришел новый стиль – социалистический реализм. Нам показывали пышущих здоровьем молодых колхозниц, доярок, отважных летчиков. Все, что не соответствовало этому стилю, фактически объявлялось не искусством, а художники-авангардисты – не художниками. И те живописцы, которые обращались к душе, внутреннему миру, вынуждены были либо сломать себя, либо эмигрировать. Многие уехали из России в США и Европу: Марк Шагал, Хаим Сутин, Василий Кандинский.

Но те, которые не успели, не смогли или не захотели покинуть Россию, перебрались в Туркестан – республики Средней Азии, в частности, Узбекистан и Таджикистан. Здесь политический климат был намного мягче, и художники получили возможность творить. Работая в Средней Азии, они не только создавали полотна, но, что важнее, создавали живописные школы, художественные мастерские, союзы, а в последующем стали основателями художественных музеев. 

Их ученики воплотили идеи русского авангарда – революционность, беспредметность, экспрессию, буйство цвета, символизм и условность изображения – в сочетании с традициями средневековой таджикской миниатюры, выразившимися в экспериментах с цветом и светом. Результатом такого синтеза стало совершенно уникальное и самобытное явление – школа таджикской станковой живописи ХХ века. 

Центральное место на выставке «Дорога домой» занимают работы монументалиста Сабзали Шарипова, романтиков Муривата Бекназарова и Рахима Сафарова - все они питались от традиций русского авангарда.

Сабзали Шарипов. Один из самых маститых живописцев Таджикистана, художник-легенда. Член Союза художников СССР с 1977 года, Народный художник Таджикистана. Участник многочисленных всесоюзных и зарубежных выставок. В настоящее время преподает в Государственном институте изобразительного искусства и дизайна. Его работы – монументальные, драматичные, эпичные, тяжелые, с них словно срывается вихрь воздуха. От его полотен веет мощью, седой мудростью, исходящая от них экспрессия заполняет собой все пространство, не оставляя равнодушным ни одного человека.

Муриват Бекназаров
. Пик творчества художника пришелся на 1970-1980-е годы, когда он создал ряд монументальных работ в технике мозаики и стенной росписи, украсивших здания госучреждений в Таджикистане и Узбекистане. Параллельно занимался живописью, был участником всесоюзных и республиканских выставок. Преподавал живопись в Республиканском художественном училище и Таджикском техническом университете. Заслуженный деятель искусств Таджикистана. Работы художника находятся в Национальном музее Таджикистана в Душанбе, коллекциях Союза художников СССР, частных коллекциях стран Европы, Латинской Америки и США. Работам мастера присущи плавность линий, гармония и сочность красок, солнечность и динамизм.

Рахим Сафаров. Наш современник. Он пережил гражданскую войну в Таджикистане и выстрадал ее еще раз в серии своих драматичных полотен. Но он еще и фантаст, и добрый сказочник, и философ, размышляющий о течении жизни и ее ценностях. Член Союза художников Таджикистана. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музее искусств народов Востока в Москве, коллекции Союза художников России, Национальном музее Таджикистана и в частных собраниях в США, Канаде, Германии, Франции, Норвегии и Англии. 

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры