«Великолепный Павел». Живопись и графика Павла Кузнецова
Материалы по теме:
|
«Великолепный Павел». Выставка к 140-летию Павла Кузнецова; Три выпуска телепрограммы «Время от времени» посвящены саратовскому периоду жизни Павла Кузнецова |
13 декабря 2018 года в историческом здании Радищевского музея торжественно открылась выставка «Великолепный Павел», посвященная 140-летию со дня рождения Павла Кузнецова – выдающегося живописца, нашего земляка, одного из самых ярких представителей знаменитой саратовской школы живописи, широко известного в России и за рубежом в числе главных создателей русского живописного символизма начала XX века.
В экспозиции представлено около ста живописных и шестьдесят графических работ Павла Кузнецова – художника, чьё творчество охватывает более полувека отечественной истории и культуры.
Гостей на открытии выставки приветствовали генеральный директор Радищевского музея Людмила Калинина, президент музея Тамара Гродскова, куратор выставки, заведующая Домом Павла Кузнецова Ольга Бельская, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, депутат областной думы Алексей Наумов, внучатая племянница Павла Кузнецова Татьяна Гринэ.
В исполнении юных музыкантов из Энгельсского музыкально-эстетического лицея имени А. Г. Шнитке прозвучала классическая музыка русских и зарубежных композиторов.
2018 год объединил две памятные даты биографии Павла Кузнецова: 140 лет со дня его рождения и 50 лет с момента кончины. Время проведения масштабной выставки связано ещё с одним событием – коллекции работ Павла Кузнецова в Радищевском музее вскоре исполнится ровно сто лет: первые произведения мастера поступили сюда в 1919 году.
Имя Павла Кузнецова связано со многими вехами отечественной культуры: с русским живописным символизмом – выставками «Алая роза» в Саратове в 1904 году и «Голубой розой», прошедшей в 1907-м в Москве; с ведущими творческими союзами 1910-х–1920-х – «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства»; со становлением молодого советского искусства. По распоряжению Луначарского Кузнецов вместе с супругой Бебутовой первым представлял его за рубежом в Париже в 1923 году.
В 1918-ом художник был избран профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где двумя десятилетиями ранее сам обучался у больших мастеров, в том числе у Валентина Серова. Первые же профессиональные навыки мастер получил в родном Саратове. Здесь же сложился круг его друзей и единомышленников. В него входили Кузьма Петров-Водкин, Петр Уткин, Александр Матвеев. Вместе с Кузнецовым их имена – гордость саратовской школы живописи и отечественного искусства в целом.
С юности художник много путешествовал, постигая земную красоту и приобретая жизненную мудрость. В 1910-е годы он совершил знаковую поездку в заволжские степи, где нашёл колорит и пластику своих знаменитых холстов. В 1920–1930-е активно работал, не изменяя своим творческим принципам. Это время картин, созданных в Бухаре, в Крыму, на Кавказе, в Армении. В 1940-е–1950-е Кузнецов пишет яркие цветочные букеты, ароматные мичуринские сады, грандиозные новостройки послевоенной Москвы, ставшей его вторым родным городом. В 1960-е работает в Прибалтике, в Дзинтари. В его поздних картинах – всё тот же нежный, чистый колорит, та же безупречная лёгкость линий. Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня, создавшего более двух с половиной тысяч произведений.
Особую ноту юбилейной выставке придают работы, предоставленные для экспонирования в Саратове частными владельцами Москвы и Санкт-Петербурга, в первую очередь наследниками художника, потомками тех, кто в начале 1970-х передал в музей богатейшее собрание живописи Кузнецова и его жены Елены Бебутовой, а также известными коллекционерами и любителями искусства. Благодаря им выставка «музейного» Кузнецова дополнена бесценными ранними полотнами и уникальной серией графических листов, многие из которых зрители увидят впервые.
В числе этих работ – редчайший по мотиву и времени создания «Саратовский дворик» (1896) и известная картина «Весна. Сады. Чигирь» (1904-1905), которые не только напомнят о саратовском отрезке биографии выдающегося художника, но и украсят выставку неповторимой аурой русского живописного символизма начала XX века.
Радищевский музей выражает огромную благодарность тем, кто предоставил для выставки работы Павла Кузнецова из своих домашних коллекций: Георгию Дурылину и Татьяне Гринэ – внучатым племянникам Кузнецова, Валерию Дудакову и Марине Кашуро – крупным коллекционерам русского искусства начала XX века, искусствоведу Елене Муриной, а также Александру Файфману и Николаю Малыгину.
В процессе подготовки выставки ряд живописных произведений был отреставрирован специалистами музейной реставрационной мастерской.
Во время работы выставки предполагается обширная культурно-образовательная программа, включающая просветительские мероприятия, музыкальные вечера, встречи с наследниками художника.