Водонос Е.И. Очерки художественной жизни Саратова эпохи «культурного взрыва». 1918 - 1932. Саратов: СГХМ имени А.Н. Радищева. 2006. - 288 с.: ил.

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

  • Водонос Е.И. Очерки художественной жизни Саратова эпохи «культурного взрыва». 1918 - 1932. Саратов: СГХМ имени А.Н. Радищева. 2006. - 288 с.: ил.

СКАЧАТЬ
В проекте Е.И.Водоноса «Художественная жизнь Саратова в эпоху культурного взрыва» автор последовательно продолжает разрабатывать важную исследовательскую тему, являющуюся предметом его давнего научного интереса.

Известно, что многие аспекты культурной жизни Москвы и Петербурга в постреволюционное время становились предметом исследований и публикаций. Известно также, что в отдельных провинциальных городах (Витебск, Казань, Ярославль, Омск, Пермь, Самара и др.) политические катаклизмы времени активизировали социокультурные процессы. В настоящее время осознанное, вне политической конъюнктуры, изучение сложных и неоднозначных процессов, происходивших в эту эпоху в российской провинции, представляется весьма актуальной и интересной темой.

Е.И. Водонос, опираясь на широкий круг неопубликованных (архивных) источников, труднодоступных малотиражных изданий (каталоги выставок, манифесты), газетных публикаций, дает многоаспектную структурированную картину культурной жизни Саратова в постреволюционное десятилетие. Саратов как город давних и богатых художественных традиций и центр культурной жизни Поволжского региона представляет особо показательный и чрезвычайно интересный опыт как продолжения традиционных форм социокультурной жизни, так и возникновения новых. Особое внимание исследователя привлекают процессы функционирования самобытных местных авторов, явлений, форм в условиях все усиливающейся политической конъюнктуры. Логичная структура книги предполагает рассмотреть и проанализировать происходившие процессы в области изобразительного искусства и художественного образования, театра, и, отчасти, в литературе и театре. Безусловно, важно то, что рассмотрены они сквозь призму их влияния на местное общество и резонанса в столицах.

Богатство привлекаемого материала, осмысленно вводимого в научный оборот, широта сопоставлений с художественными процессами других регионов России, взвешенность и трезвость оценок различных явлений культурного быта эпохи и творческой практики отдельных мастеров делают предполагаемое издание интересным не только для узкого круга профессиональных историков изобразительного искусства, но и для специалистов сопредельных областей - литературоведов, театроведов, а также для многочисленных любителей искусства, особенно же для студенческой аудитории. Уверена, что оно окажется ценным пособием для всех, кто изучает развитие культуры этого периода русской истории.

Водонос Е.И., заслуженный деятель искусств России, известный ученый, авторитетный исследователь истории русского искусства и художественной критики конца Х1Х-первой трети XX века, более 30 лет он возглавляет работу отдела русского искусства Саратовского Радищевского музея. Под его руководством и при его участии осуществлена подготовка к печати академического каталога «Русская живопись XVIII-начала XX века», со всей полнотой текстовой и визуальной информации представляющего богатую коллекцию отечественной живописи первого провинциального музея России.