Художники Саратова и Саратовской губернии: библиографический указатель / авт.-сост. И.А. Жукова, Ю.С. Рогожникова, О.Н. Червякова. Саратов: Издательство «Новый ветер», 2010. – 692 с.

Наличие: 
отсутствует
  • Художники Саратова и Саратовской губернии: библиографический указатель / авт.-сост. И.А. Жукова, Ю.С. Рогожникова, О.Н. Червякова. Саратов: Издательство «Новый ветер», 2010. – 692 с.

Саратов - город с давними художественными традициями. В 1885 году по инициативе профессора живописи А.П. Боголюбова, внука писателя и философа А.Н. Радищева, был открыт первый в России общедоступный художественный музей - Саратовский Радищевский музей. В 1897 году приняло первых учеников Боголюбовское рисовальное училище, одно из немногих существовавших тогда художественных учебных заведений нового типа. Музей и училище стали центром художественной жизни Поволжья и воспитали не одно поколение художников. Мировую известность приобрели имена В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, А.Т. Матвеева, П.С. Уткина, А.И. Савинова - мастеров-новаторов, объединенных понятием «саратовская школа». В Саратове на рубеже XIX-XX веков сложились благоприятные условия для развития символистских тенденций, получивших широкое распространение в европейском искусстве. Именно здесь в 1904 году состоялась выставка «Алая Роза», ставшая истоком такого самобытного художественного явления русского символизма как «Голубая Роза».

С начала XX века саратовские художники - непременные участники выставок наиболее значительных объединений Москвы и Петербурга, таких как Московское товарищество художников, «Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза», «Венок», «Золотое руно», Группа «13», «4 искусства», Ассоциация художников революции.

Высокий уровень искусства в Саратове на протяжении многих десятилетий определяла деятельность талантливых художников и скульпторов - Я.Я. Вебера, А.И. Кравченко, В.М. Юстицкого, Е.В. Егорова, Н.И. Симона, Д.Е. Загоскина, Э.Ф. Эккерта, Б.В. Миловидова, И.Н. Щеглова, Н.А. Архангельского, Н.Б. Глинского, А.В. Скворцова, В.О. Фомичёва, В.А. Солянова, В.Ф. Чудина, Р.В. Мерцлина, А.В. Учаева, Т.М. Хахановой, А.А. Щербакова, Н.В. Бунина и многих, многих других.

Справочное издание, представляющее с такой полнотой биографические и библиографические сведения о художниках губернии, осуществляется впервые. Потребность в подобного рода словаре, содержащем информацию о местных художниках, ощущалась давно. Так, в альманахе «Весь Саратов» за 1925 год была помещена статья С. Соколова «Саратовские художники. XIX и XX вв.», содержащая 44 аннотации. Фактически, это был первый опыт биографического словаря художников Саратова. Несмотря на краткость сведений, почти полное отсутствие дат и ограниченный список имён, значение статьи несомненно. Автор, не руководствуясь строгими критериями, включил в публикацию имена художников по своему усмотрению или по наличию сведений на момент написания статьи. Наряду с такими художниками как В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, П.С. Уткин, К.С. Петров-Водкин, приведены сведения о, по выражению автора, художниках-«дилетантах» - М.С. Жуковой, Н.Д. Россове, хвалынцах В.Ф. Орехове, И.А. Елатонцеве, а также малоизвестных - Г.М. Платонове, М.А. Чернухине-Балышеве, П.Д. Рау, Д.Н. Финке без указания, каким образом последние связаны с Саратовом. Аннотации различны по объёму и характеру содержащихся в них сведений: то это довольно подробные биографии, то несколько строк о направленности творчества, то названия некоторых работ. В настоящее время «Альманах» является библиографической редкостью и практически недоступен широкому кругу читателей.

В период подготовки к празднованию 50-летнего юбилея Саратовского художественного училища, научный сотрудник Радищевского музея Георгий Иванович Кожевников начал сбор анкетных сведений для составления справочника, который должен был содержать информацию о саратовских художниках от первых преподавателей и выпускников Боголюбовского рисовального училища до самого последнего времени. Издание не было осуществлено: в 1951 году Г.И. Кожевников уехал из Саратова, но его черновые записи, хранящиеся в архиве музея, востребованы до настоящего времени.

В 1963 году был издан буклет «Художники Саратова». Автор вступительной статьи В.К. Данилов-художник, преподаватель Саратовского художественного училища, дал анализ деятельности творческой организации художников Саратова и характеристики работ живописцев, графиков, художников театра, скульпторов. В издании были опубликованы также биографические справки, составленные Л.И. Прокопенко, на 31 художника - члена или кандидата в члены Союза художников, включившихся в художественную жизнь города в 1930 - 1940-е годы и активно работавших в последующие десятилетия.

В сводный биобиблиографический словарь «Художники народов СССР. XI-XX вв.» (тт. 1-5. М., 1970-2002) вошло всего несколько имён художников- саратовцев, статьи о которых содержат, к сожалению, ошибки и неточности. После выхода в свет 4-го тома словаря в 1995 году, последовала длительная временная пауза, и 5-й том («КОБОЗЕВА-КОНЯХИН») был опубликован только в 2002 году. В настоящее время издание данного справочника прекращено.

Брошюра «Художники Саратова», составленная Н.Г. Звенигородской, научным сотрудником музея имени А.Н. Радищева, был издан в 1994 году. 82 аннотации содержат краткие сведения биографического характера. Основное внимание уделено характеристике творчества художников - членов Саратовского отделения Союза художников. Задачи по составлению библиографического списка автором не ставились. В 2002 году Приволжское книжное издательство выпустило в свет книгу «Энциклопедия Саратовского края: В очерках, событиях, фактах, именах», в которую вошли предоставленные составителями данного указателя сведения о более чем 200 саратовских художниках (без библиографических списков).

Настоящий биобиблиографический указатель «Художники Саратова и Саратовской губернии» содержит сведения более чем о 800 художниках - живописцах, графиках, скульпторах, мастерах декоративно-прикладного искусства, художниках театра и кино конца XIX - начала XXI века. В Указатель, наряду с широко известными, включены имена малоизвестных и забытых художников. Необходимо подчеркнуть, что значительная часть сведений базируется на источниках, недоступных широкому кругу читателей, и публикуется впервые. В ряде справок составители отступают от строгой унификации биографических сведений, что позволяет сохранить фактические данные, почерпнутые из архивных документов, в том числе хранящихся в научно-историческом архиве музея имени А.Н. Радищева - личных фондов И.В. Севастьянова, А.И. Савинова, А.В. и В.В. Леонтьевых, И.И. Константинова, Б.В. Миловидова, Б.А. Протоклитова, В.М. Юстицкого, а также малодоступных печатных источников и личных архивов. При составлении данного Указателя авторы руководствовались определенными критериями. Главный из них - наличие профессионального художественного образования. В виде исключения введены имена самодеятельных художников, активно участвовавших в городских, областных и зональных выставках, и имевших несколько персональных выставок - A. М. Ивановой-Каргополовой, Л.И. Суворовой-Алферовой, Г.Г. Голобокова, М.Н. Марущака, А.А. Казакова-Клинцовского и других.

Кроме того, учитывалась активная позиция художника в культурной жизни города и области - участие в городских, областных, а также в региональных, республиканских, международных, зарубежных выставках. Таким образом, в Указателе были представлены художники, приехавшие из других городов в Саратовскую область и включившиеся в художественную жизнь. Например, Николай Михайлович Гущин. Не возникает сомнения, что это саратовский художник, хотя он родился, получил художественное образование и прожил большую часть своей жизни вдали от Саратова. И наоборот, художники, которые только родились, или только учились в Саратове, после чего уехали в другие города, не вошли в список; в числе таких можно назвать А.П. Бубнова, П.П. Соколова-Скаля, А.А. Мыльникова, Н.В. Кузьмина, Б.М. Неменского, А.М. Ненашеву и других.

В Указатель введены имена преподавателей Саратовского художественного училища и детских художественных школ города и губернии - Е.К. Щаблиовского, В.А. Конягина, P.M. Симонова, В.А. Белоновича, B. А. Успенского, Л.П. Бабушкиной, В.А. и А.Н. Шкуновых, которые сравнительно редко участвовали в выставках, но воспитали не одно поколение саратовских живописцев, графиков, скульпторов.

Цель данного издания - наиболее полно представить информацию о художниках, связанных с культурной жизнью Саратова и губернии, сформировать новое представление о масштабах и потенциале художественного ресурса Саратовского региона, способствовать преодолению разобщенности информации о представителях современного художественного процесса. Собранные и систематизированные в Биобиблиографическом указателе «Художники Саратова и Саратовской губернии» сведения не претендуют на исчерпывающую биографическую и библиографическую полноту, вряд ли возможную, и могут быть использованы для изучения как творчества отдельных художников и деятельности художественных объединений, так и культурной жизни Саратова разных периодов.

Жукова Ирина Александровна, заведующая научно-историческим архивом