- Новости Радищевского музея
- Проекты
- Шедевры Радищевского музея на "рабочем столе"
- для мобильных устройств
К.И. Горбатов. Старый Псков. 1913
В русской художественной культуре 1890-е - начало 1900-х годов были отмечены особым интересом к пейзажу. В нем раскрывается более широкий круг идей, его смысловое содержание отличается большей глубиной и многогранностью. Пейзаж в это время входит в число ведущих жанров живописи.
В обращении к природе в то время можно усмотреть своего рода оборотную сторону того неприятия социальной действительности, которое было свойственно лучшей части русского общества. В реалистический пейзаж тех лет всегда подчеркнуто национален. Именно в русской национальной природе художники ищут свидетельства потенциальной силы русского народа, залог его исторического будущего.
Проблема национального пейзажа решается по-разному. "Пейзаж настроения", с его эмоциональной и непосредственной передачей реального облика природы, с его пленэрными исканиями, достигший расцвета в 1880-1890-х годах, в следующие десятилетия развивается более как интимное изображение отдельного типического сельского мотива.
Лирическая интерпретация "крестьянского" русского пейзажа наиболее ярко была выражена в творчестве И.И. Левитана, в работах В.А. Серова и К.А. Коровина. Н.К. Рерих и А.М. Васнецов обращаются к национальной истории, стремясь представить пейзаж в тесной связи с жизнью древнего народа, увидеть природу глазами человека той эпохи, для которой она была полна грозной значительности. Или же художники, выражая неприятие современности, используют пейзаж как форму ухода от действительной жизни в мир вымышленный и, как М.А. Врубель и М.В. Нестеров, воспринимают природу в таинственном ореоле народных верований, как бы сквозь народную сказку.
В то же время многие пейзажисты словно заново открывают для себя атмосферу исконно русского провинциального города, обладающего подчас самобытным обликом. И от чисто видового изображения "русских древностей" в центре какого-либо уездного городка, - варианта классического "пейзажа с руинами", художники обращаются к "внутренней" характерности древнерусского пейзажа. Они стараются передать его неповторимую атмосферу, его неподдающееся времени своеобразие, оживленное течением обычной современной жизни. К таким пейзажистам принадлежал и Константин Иванович Горбатов.
Уже в юности Горбатов увлекался архитектурой и в Академии художеств он сначала учится на архитектурном отделении. Переменив специализацию и посвятив себя живописи, он сразу же находит свой жанр - пейзаж, наиболее соответствующий его эмоциональному и духовному строю. Изучая особенности национального колорита, тихую жизнь русской природы, художник черпал вдохновение в творчестве передвижников. Поэтизация скромных природных мотивов, лирическое видение простой, обыденной картины окружающего мира были характерны для его ранних работ.
Окончив обучение в 1911 году, художник отправляется в Италию, где, изучая достижения новейшей европейской живописи, он значительно обогащает арсенал своих живописных средств и пересматривает сам метод изучения натуры. Палитра художника освобождается от темных тонов, его пейзажи становятся более декоративными и колористически звучными. Манера художника становится более смелой, что сближает его живопись с творчеством "русских импрессионистов". Вернувшись на родину, он с новыми силами обращается к своим любимым темам.
Еще со времени своего обучения в Академии художеств, К.И. Горбатов ежегодно ездил по старинным городам. Неоднократно обращался он к излюбленным мотивам, изображая панорамные виды русских городов. Особо дорогим местом для художника был Псков, красотам этого города он будет посвящать свои произведения даже находясь в эмиграции. Псков - один из самых древних русских городов, сохранивших свое архитектурное своеобразие. Впервые он упоминается древним летописцем под 903 годом в "Повести временных лет". Легенда приписывает основание города равноапостольной княгине Ольге, происходившей из этих мест: "Ольга… повелела построить град на берегу Великой реки, и, нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая". Уже на рубеже XI - XII веков Псков осознавался как один из "стольных градов" - мест пребывания представителей княжеской семьи, и упоминался, как большой ремесленно-торговый и военный город: "Псков же град тверд стенами, и людей бе множество в нем". Далеко за пределами города было известно искусство местных художников. С их помощью был создан неповторимый архитектурный облик города.
В своем произведении "Старый Псков" Горбатов изображает самый центр города, - Кремль или Кром, расположенный у слияния рек Великой и Псковы. Здесь избирались посадники, призывались князья, сюда спешили псковичи по зову вечевого колокола. В центре Крома расположен Свято-Троицкий кафедральный собор - древнейший храм в Пскове. С ним в древности отождествлялся сам город, называемый Домом Святой Троицы, также как Новгород - Домом Святой Софии. Современное здание собора, четвертое по счету, было закончено в 1699 году. Оно поставлено "по старой основе" предыдущего собора, но значительно отличается от него: это многоярусный, пятиглавый храм, выстроенный в традициях московской архитектуры XVII века. Оригинальным обликом обладает колокольня храма, построенная на месте древней башни. Квадратная в плане, многоэтажная она завершена ярусными пролетами звона и шпилем с крестом. Рядом с Троицким собором на картине виднеется храм, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Благовещенский собор не сохранился до наших дней - он был взорван в 1933 году.
На картине Константина Горбатова величественная архитектура псковского Крома возвышается как средневековая декорация. Сиреневые стены Троицкого и Благовещенского соборов тают на фоне облачного неба, окрашенного зашедшим зимним солнцем в палевые тона. С высот своих куполов взирают они на жизнь псковичан, которая разворачивается у их подножия. Запряженная в сани лошадка медленно продвигается по заснеженной кривой улице, по сторонам которой возвышаются жилые дома. Высокими сугробами завален деревянный дом с палисадником, огороженным зеленым забором. Каменное двухэтажное здание примыкает к рынку, стройные ряды которого практически полностью засыпаны снегом. Возле него деловито суетятся псковские жители. Их яркие одежды красочными всплесками оживляют окутанный предвечерним сумраком пейзаж и вносят цветные акценты в сиренево-серебристый колорит картины.
Горбатов изображает древний город в органичной связи с его людьми. Образ старого русского города, где жизнь кипит у подножия древних стен, - эта тема была особенно близка и дорога мастеру. Пейзаж художника, тесно связанный с жанром, и в то же время осмысленный в соответствии с требованиями нового искусства и переданный современным пластическим языком, продолжает и развивает традиции русского реалистического пейзажа.
Обои для мобильного устройства можно скачать в вариантах:
для Iphone 4: 640x960,
для Iphone 5: 640x1136,
для Ipad: 2048x2048,
для Android: 2560x1600,
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна. Если вас интересуют другие разрешения для обоев рабочего стола, ждем ваших комментариев.
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru