Поддержать музей
-
Венок Борисову-Мусатова
Издание сборника воспоминанийСтоимость проекта: 1 000 000 рублейКнига - альбом
К 150-летию В.Э. Борисова-Мусатова
Авторская группа: Э.Н. Белонович, Е.С. Платонова, И.С. Похазникова, Е.К. Савельева
В книге впервые собраны под одной обложкой воспоминания о В.Э. Борисове-Мусатове (1870-1905), ранее не публиковавшиеся или опубликованные в труднодоступных источниках. Авторы мемуаров – писатель А.М. Фёдоров, художник Н.Ф. Холявин, композитор С.Н. Василенко, близкие друзья: биограф художника, историк искусства В.К. Станюкович, музыкант М.Е. Букиник, художник А.А. Лушников, актриса В.В. Добошинская.
Во вступительных статьях подробно представлена личность каждого мемуариста. Тексты воспоминаний сопровождаются подробными комментариями и примечаниями, содержащими информацию о произведениях В.Э. Борисова-Мусатова, фактах творческой биографии, окружении художника и т.п. Книга снабжена справочным разделом, включающим основные даты жизни и творчества, список основной литературы, подробный список иллюстраций, именной указатель.
В качестве иллюстраций использованы многочисленные архивные фотографии.
В альбомную часть вошли произведения В.Э. Борисова-Мусатова из музеев России, Беларуси, Украины, Армении, Казахстана.
Всего в проекте приняли участие более тридцати музеев, три государственных архива и несколько частных собраний.
ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВАН В 2020 ГОДУ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ.
РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ БЛАГОДАРИТ ВСЕХ ПОДДЕРЖАВШИХ ВЫХОД ЭТОГО ИЗДАНИЯ! -
Возрождённая красота металла
Проект по реставрации предметов коллекции декоративно-прикладного искусства Радищевского музеяСтоимость проекта: 300 000 РУБЛЕЙВ 2020 году Саратовский государственный художественный музей в рамках благотворительного проекта ООО "Газпром трансгаз Саратов" "Возрожденная красота металла" восстановил пять предметов из своей коллекции: два бронзовых канделябра, блюдо и кувшин ХVII века, а также трехрожковую настольную лампу начала ХХ века.
Реставрационные работы проводил реставратор по металлу высшей категории, члена Союза художников России Виктора Астафьева (г. Суздаль).
Благодаря сложной и кропотливой работе Виктора Астафьева удалось восстановить первозданный вид экспонатов, в том числе лампы, которая отличается сложностью обработки металла несколькими способами - давлением, литьем, чеканкой, пайкой. Ее детали были скреплены между собой твердым припоем на основе меди, потому демонтаж производился непросто.
Виктор Астафьев в ходе реставрации заменил старые изношенные провода на посеребренные с двойной изоляцией, которые способны выдерживать температуру до 400 °С без оплавления (экспонировать лампу планируется включенной). Фигуру, на которой были сильные потертости и серьезная царапина, мастер протонировал, убрал коррозию цинка на камышах.
Возрождённые уникальные экспонаты были размещены на выставке «Возрожденная красота металла» в залах графики исторического корпуса, ул. Радищева, 39.
ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВАН В 2020 ГОДУ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ".
РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ БЛАГОДАРИТ ВИКТОРА ЮРЬЕВИЧА АСТАФЬЕВА И ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ЭТОГО ПРОЕКТА! -
Блюда из собрания Радищевского музея
Реставрация уникальных блюд из собрания Радищевского музея, расписанные А.П. Боголюбовым, и одно работы Е.А. ЕгороваСтоимость проекта: 500 000 РУБЛЕЙВ 2019 году при финансовой поддержке Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» специалистами Реставрационной мастерской керамики ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря были отреставрированы четыре уникальных блюда из собрания Радищевского музея, расписанные А.П. Боголюбовым, и одно работы Е.А. Егорова.
В середине 1870-х годов по инициативе Алексея Петровича Боголюбова, известного художника-мариниста и общественного деятеля, на одной из парижских улиц, в арендованном помещении, была организована «Парижская керамическая мастерская русских художников». В деятельности этой мастерской принимали участие многие русские художники, проживавшие в то время в Париже. Боголюбов увлёк идеей росписей по керамике целую группу талантливых молодых пенсионеров Академии художеств. Это широко известные впоследствии И. Репин и В. Поленов, и не столь популярные – И. Похитонов, Н. Дмитриев-Оренбургский, М. Виллие, К. Савицкий, А. Беггров, К. и В. Маковские, польский художник П. Шиндлер.
Парижская керамическая мастерская русских художников нашла свою стилистику, свою интонацию, добавила свои краски в картину европейской художественной керамики последней четверти XIX века. Прежде всего – это национальный колорит сюжетов росписей, где главными темами стали пейзажи, сцены из русской жизни, картины отечественной истории.
В Радищевском музее хранится, пожалуй, самая большая коллекция эталонных подписных изделий Парижской керамической мастерской русских художников, насчитывающая 55 предметов: 37 из них с росписью А.П. Боголюбова, и 18 – других художников. Все они поступили в музей от его основателя двумя партиями – в 1885 году, при открытии музея, и в 1897 году – по завещанию художника. Восемнадцать из них находятся в не экспозиционном виде и требуют реставрации.
Блюда А.П. Боголюбова с монохромными пейзажами отличаются особой тонкостью и тщательностью росписи, гармоничным цветовым решением. Мотивы росписей перекликаются с темами его живописных полотен и рисунков. Роспись Е.А. Егорова на церковный сюжет – «Спас Нерукотворный» на плате, поддерживаемый двумя ангелами. Все блюда были ранее реставрированы, старые склейки и тонировки потемнели, на некоторых были видны следы скоб, скреплявших место разлома. После общей очистки и демонтажа старой реставрации блюда были повторно склеены, восполнены сколы и недостающие утраты, швы замастикованы, подвергнуты абразивной обработке, затонированы и покрыты консервирующим составом.
Отреставрированные блюда были представлены на выставке вместе с фотографиями реставрационных процессов.
ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВАН В 2020 ГОДУ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ.
РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ БЛАГОДАРИТ ВСЕХ ПОДДЕРЖАВШИХ ВЫХОД ЭТОГО ИЗДАНИЯ! -
Книга «Записки моряка-художника»
Тираж 1000 экз.Стоимость проекта: 380 000 руб.Изданы «Записки моряка-художника». Это книга воспоминаний уникального русского человека, патриота, гражданина, просветителя, большого художника Алексея Боголюбова, подарившего Саратову Радищевский музей. Он стал первым в России открытым общедоступным провинциальным музеем .
Первое издание «Записок» было осуществлено в 1996 году журналом «Волга». В 2019 году вышло 6 издание. Замечательный образец русской мемуарной литературы второй половины XIX, интересное для самого широкого круга читателей, интересующихся историей, путешествиями, личностями деятелей культуры Европы и России.
ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВАН В 2019 ГОДУ.
Радищевский музей благодарит всех поддержавших выход этого издания! -
Путеводитель «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»
Стоимость проекта: 165 800 руб.Путеводитель «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» рассказывает об истории создания музея и наиболее значимых произведениях искусства, представленных в экспозиции. В настоящее время собрание музея насчитывает свыше 30 тысяч предметов, более полутора тысяч из которых постоянно экспонируются. Это – русская и зарубежная живопись, графика, скульптура, иконы и предметы богослужения, декоративно-прикладное искусство Востока и Запада, старинные книги. В Путеводителе увлекательно рассказано о самых лучших и интересных экспонатах в соответствии с разделами экспозиции: мемориальные залы, посвященные истории музея и творчеству его основателя художника А.П. Боголюбова, экспозиции европейского и русского искусства. Эта книга помогает зрителю ориентироваться в экспозиции, дает уникальную информацию о представленных экспонатах и возможность сохранить воспоминания о наиболее понравившихся предметах искусства. Издание содержит более 190 цветных иллюстраций художественных произведений и интерьеров музейной экспозиции.Книга обращена к самому широкому кругу читателей, интересующихся историей изобразительного искусства, а также будет интересна искусствоведам, художникам, музейным сотрудникам, преподавателям и студентам учебных заведений.ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВАН В 2019 ГОДУ.
Радищевский музей благодарит всех поддержавших выход этого издания! -
Альбом «Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник»
Стоимость проекта: 636 582 руб.Радищевский музей представляет новое издание– красочный альбом «Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник».
В этой внушительной по объёму книге собрано около 250 произведений А.П. Боголюбова – живописи, графики, росписей по фарфору – находящихся в экспозициях и фондах саратовского художественного музея.
Впервые публикуются столь полно и широко художественные материалы, созданные основателем музея в России и Европе во время самых разных поездок и путешествий. На страницах альбома можно рассмотреть популярные и редкие места, пейзажи и города, увиденные зорким взглядом талантливого художника, а также узнать любопытные исторические подробности об изображённом. И даже «услышать» голос самого Боголюбова, чьи увлекательные воспоминания «Записки моряка-художника» цитируются на многих страницах альбома.
Книга наверняка принесёт не только знатокам, но и всем, кто интересуется искусством, историей, путешествиями, много приятных и ценных минут.
ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВАН В 2019 ГОДУ.
Радищевский музей благодарит всех поддержавших выход этого издания! -
Гадаев Л.Т. Нарцисс. 1979
Скульптурное произведениеСтоимость проекта: 3 000 000 рублейДана обнаженная мужская фигура, сидящая на толстых ветвях растения, похожего на кактус, с плоскими крупными листьями. Сидит, согнув спину, упершись локтями в колени. Левая ладонь лежит на правом колене, левой ладонью касается подбородка. На голове круглая плоская шляпа с широкими полями. Лицо овальное, с крупным носом, глаза опущены вниз. Основание композиции широкое и плоское.
В настоящее время в музее работает постоянная экспозиция отечественного искусства ХХ века в Энгельсе. Включение в экспозицию данного скульптурного произведения Л.Т. Гадаева представляется очень важным. Лазарь Гадаев высоко ценил саратовскую художественную школу. Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин, Александр Матвеев, привнесшие в понимание изобразительности черты нового видения, были для него своего рода ориентирами в искусстве. Лазарь Тазеевич Гадаев глубоко усвоил уроки Александра Терентьевича Матвеева, его одухотворенное отношение к материалу. Искусство Матвеева оказало заметное влияние на развитие пластического языка мастера. Представление в постоянной экспозиции скульптурных произведений А. Матвеева и Л. Гадаева, помимо безусловной художественной ценности, подчеркнет связь времен в культуре, без которой немыслимо настоящее искусство.
Приобретение скульптурного произведения Лазаря Гадаева «Нарцисс» для собрания Радищевского музея позволит составить наиболее полное представление о творчестве талантливого мастера, существенно обогатит музейную коллекцию скульптуры ХХ века и поднимет постоянную экспозицию современного отечественного искусства на более высокий качественный уровень.
-
Код Волги. Виктор Борисов-Мусатов. Павел Кузнецов. Пётр Уткин. Александр Матвеев. Кузьма Петров-Водкин. Александр Савинов
Издание буклетаСтоимость проекта: 65 000 рублейАвтор: Е.К. Савельева Буклет посвящён художникам саратовской школы, на весь мир прославившим в начале XX века русское искусство. Для представления художников, их взаимоотношений, связей с Саратовом на всём протяжении творческого пути использованы материалы писем, воспоминаний, выступлений самих героев буклета, высказывания современников.Проект реализован в 2019 году.
Радищевский музей благодарит всех поддержавших выход этого издания! -
Сцена из Ветхого завета. Давид и Урия (?)
Реставрация шпалерыСтоимость проекта: 1 937 109,6 рублейРеставрация шпалеры «Сцена из Ветхого завета. Давид и Урия (?)» (Фландрия, Брюссель (?). Неизвестная мастерская, первая половина XVII в., шерсть, шелк, 364х380, КП-17000, инв.№ П-2111).
Входит в уникальное собрание западноевропейских шпалер XVI - XVIII веков, подаренных в Саратовский Радищевский музей его основателем А.П. Боголюбовым.
Шпалера состоит из трех вертикальных полос. Средняя часть была обрезана, а затем вновь сшита, в результате чего центр изображения переместился влево. Произошло сильное обветшание нитей основы, пересушка нитей основы и утка, разрывы и расхождение соединительных нитей по всей поверхности, наиболее сильные в правом верхнем углу. Многочисленные утраты были восполнены тканью самой шпалеры, по всей поверхности произведена грубая непрофессиональная штопка. Шпалера дублирована на холст, состоящий из 3 кусков, укреплена на раздвижном подрамнике с колками и вертикальной перекладиной. Оборот конвертирован тканью.
Шпалера долгое время находилась в постоянной экспозиции музея, но к настоящему времени пришла в аварийное состояние и нуждается в срочных противоаварийных мероприятиях.
Реставрация шпалеры позволит сохранить памятник культуры XVII века, сделать его доступным для широкого круга зрителей, введение в мировое информационное пространство и научный оборот одной из наиболее значимых коллекций европейского ткачества XVI - XVIII веков из собрания Радищевского музея, крупнейшего регионального музея России. -
Общество друзей Радищевского музея
Саратовская региональная общественная организация развития социокультурной сферы «Общество друзей Радищевского музея» существует с 2005 годаОсновными направлениями деятельности СРООРСФ «Общество друзей Радищевского музея» являются:
содействие всестороннему развитию социокультурной сферы, в частности, Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» и его филиалов,
содействие развитию образовательных и культурных программ, оказания социальной и иной помощи, содействие в уставных целях приобретения, реставрации музейных экспонатов;
содействие развитию информационных проектов музея.
В сферу деятельности общества входят организация и проведение выставок, конференций, совещаний, семинаров, симпозиумов, презентаций, конкурсов, фестивалей, концертов, аукционов, культурных мероприятий в музее и его филиалах.
Членами организации являются сотрудники Радищевского музея, художники, представители культурной общественности Саратова.
СРООРСФ «Общество друзей Радищевского музея» с успехом участвует в реализации социокультурных проектов, таких как «Добрая игрушка Земли Саратовской» (2013 г.), «Добрых рук мастерство» (2014 г.), «Детские творческие мастерские» (2014-2018 гг.). В 2019 году организация вошла в число победителей 1 конкурса Президентских грантов с проектом «Саратовские художники. Возвращенные имена».
Председатель Совета Е.В. Галактионова