05.08.2022
Автор:  Довгаленко Анна Сергеевна

  • Часы «Аллегория музыки». 1850-1860-е. Цикл "Ход времени"
02.08.2022  —  09.09.2022

Часы «Аллегория музыки». 1850-1860-е

Франция, г. Селонкур, Берн. Л. Жапи Сын (L. JAPY FILS) (часовой механизм)

Автор модели скульптурной композиции: Сальмсон Жан Жюль (1823-1902)

Французские изделия из бронзы, в том числе и часы – одни из самых популярных предметов интерьера в XVIII–XIX веках не только в странах Европы, но и в России, и в Америке. Мировое признание, во многом, было достигнуто благодаря художественной одаренности, мастерству и богатой фантазии французских бронзовщиков, создававших часовые корпуса. Кроме того, Франция стала одной из первых европейских стран, начавшей промышленное производство часов. Пионером в этой области была фирма Жапи, самая крупная компания Франции по производству часовых механизмов на протяжении всего XIX века.

Основатель компании, талантливый изобретатель Фредерик Жапи (1749–1812) учился часовому мастерству в Швейцарии. Вернувшись в 1772 году в свой родной город Бокур, он организовал часовую мастерскую по изготовлению деталей для механизмов карманных часов, оборудованную станками его разработки и производства. Он запатентовал более 10 машин для часовой отрасли, стал применять силу воды для запуска оборудования на предприятиях. В конце XVIII – начале XIX веков кроме завода в Брокуре Фредерик Жапи организовал производство в Бадевиле, где наряду с механизмами для карманных часов выпускли механизмы и для каминных. В 1806 году Фредерик принимает решение привлечь к управлению производством своих сыновей. Он создает компанию «Братья Жапи», совладельцами которой становятся его сыновья, Фриц и Луи. Первый возглавил коммерческий и финансовый отделы, второй в основном касался технических вопросов на производстве и был автором новых разработок. Немногим позже в управление компанией вошли два младших сына. Пять братьев Жапи создали часовую империю, поделив производство. Фидоту и Шарлю достался завод в Бадевиле, Фрицу, Луи и Пьеру – в Бокуре.

В собрании Радищевского музея хранятся несколько часов этой компании, данная публикация рассказывает о часах «Аллегория музыки», выпушенных на производстве Луи Жапи.

Луи Жапи (1777–1852) организовал собственную фабрику в местечке Берн, недалеко от Селанкура в 1820-х. Преимущественно, предприятие занималось финишной доводкой механизмов, произведённых компанией «Братья Жапи». За качество работы фирма получила медали на выставках в Париже в 1844, 1849 и 1855 годах. После смерти Луи Жапи дело продолжил его сын.

Декор корпуса часов решён в виде скульптурной композиции. На постаменте из золоченой бронзы представлены сидящие фигуры музы Эрато и Амура. Эрато в греческой мифологии считалась покровительницей лирической поэзии и гимнов, символизировала гармоничное апполонистическое начало.

Левой рукой она придерживает лежащую на коленях лиру. Амур изображен в облике маленького мальчика. В одной руке у него музыкальный инструмент – треугольник, в другой – металлическая палочка для игры на нём. В центре фигурного постамента – эмалевый циферблат с римскими цифрами. Постамент богато украшен листьями и завитками аканта, овами, рокайлями и цветочными гирляндами.

Часы исполнены в стиле историзм. Этот термин прочно утвердился в русском искусстве при описании художественных стилей 1830–1900 годов. Во Франции этот период получил название «Вторая империя», хотя, на самом деле, является гораздо более длительным этапом, чем время правления Наполеона III (1852–870). Он начал формироваться еще при Луи-Филиппе (время царствования с 1830 по 1848) и продлился до самого конца XIX столетия. Стиль Второй империи представлял художественные вкусы аристократии, сожалевшей о былой роскоши, и новой буржуазии, ещё до конца не определившейся со своими эстетическими предпочтениями. Это время обращения к историческим стилям прошлого, их возрождение, новое прочтение и смешение.

Получают распространение модели часов самых разнообразных конструкций и видов, где зачастую, циферблату отводилось скромное место среди нагромождений декора в виде скульптурных композиций, колонн, цветов, листьев и завитков.

Мода декорировать корпуса копиями известных скульптурных памятников возникала еще в эпоху Реставрации (1815–1830). Во времена Второй империи популярными были композиции с мифологическими, аллегорическими и историческими персонажами. Их создавали по моделям выдающихся скульпторов XVI–XVIII веков: Жана Гужона, Жана-Батиста Пигаля, Этьена Фальконе, Клодиона, Луи-Симона Буазо; а также современных мастеров XIX столетия: Жан-Жака Прадье, Жаном-Батиста Карпо, Альберта-Эрнеста Каррье-Беллёза, Матюрена Моро.

На скульптурной композиции часов из собрания Радищевского музея можно увидеть часть авторской подписи: Sаlmsо… Автограф размещён на основании колонны, которая служит для музы сидением. Остальная часть надписи скрыта за нотной тетрадью, лежащей у ног Эрато и Амура.

Подпись принадлежит известному французскому скульптору Жан Жюль Сальмсону (Jean Jules Salmson, 1823–1902). Сын медальера, выпускник Парижской школы изящных искусств, ученик Огюста-Александра Дюмона (1801–1884), Жюля Этьенна Раме (1796–1852), Армана Туссена (1806– 1862), Сальмсон впервые представил свои произведения на Парижском Салоне в 1859 году. Рыцарь Почетного легиона (1867), участник и лауреат Всемирных выставок и в Париже 1867 (медаль 2-го класса) и 1889 г. (серебряная медаль), после окончания франко-прусской войны 1870-71 гг. уехал в Лондон, а затем в Женеву, где с 1876 года возглавлял Школу Художественного дизайна. В 1891 году, после возвращения на Родину был назначен членом-корреспондентом Института Франции.

Широкую известность получили монументальные композиции мастера, установленные в Град-опера Парижа, Лувре, музее Орсе, в музее Роджера-Кийо(г. Клеомон-Ферран), на главной площади Шамони, в замке Нарак.

Сальмсон создал много скульптурных портретов известных исторических личностей, включая Генриха IV, лорда Байрона, Вальтера Скотта, Мильтона, Шекспира, Карла I, Марию Стюарт, Генриха VIII, Ван Дейка, Рубенса и др. Самым знаменитым его произведением считается портрет Генделя, установленный в Парижской опере. В России на Каслинском заводе по его моделям были созданы скульптуры героя борьбы за независимость Шотландии сэра Уильяма Уоллеса (1270–1305), «Кольчужник с мечом» и короля Шотландии Роберта I Брюс (1274–1329) «Кольчужник с секирой». Камерные, кабинетные скульптуры мастера также пользовались большой популярностью. Их темами часто становились сюжеты из восточной жизни, аллегорические, романтические и сентиментальные сцены.

Некоторые из таких скульптур, как и композиция «Аллегория музыки», в последствие служили моделями для украшения корпусов часов или стоянов подсвечников.

Скульптурная композиция «Аллегория музыки» на часах из собрания Радищевского музея выполнена в лучших традициях французской школы художественной пластики времени Второй империи, ярким представителем которой был Жан Жуль Сальмсон. Произведения скульптора отличают романтизм и лиризм, умение отразить поэзию обыденных явлений и древних преданий. Высокое качество исполнения, мастерство и изящество, тонкая моделировка даже самых незначительных деталей превращают корпус часов в произведение искусства.

Объединив талант скульптора и последние технические достижения в области часового дела часы «Аллегория музыки» являются одним из лучших образцов декоративно-прикладного искусства эпохи Второй империи. Времени осмысления исторических стилей, поисков новых художественных направлений и попыток остановить процесс обезличивания художественных изделий в связи с всё нарастающим промышленным производством. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений