Английские консольные часы 1770–1790-х годов мастерской Джона Тейлора. Из цикла «Ход времени»

10.01.2022
Автор:  Довгаленко Анна Сергеевна

20.12.2021  —  31.12.2022

Своё название консольные часы получили от французского слова «console», обозначающего подставку, чаще всего пристенную, на которой они размещались в интерьере. Хотя порой их ставили и на столы, и даже на камины. В научно-справочной литературе часы данной типологии принято называть «bracket clock». Их отличает строгий вид деревянных корпусов, фанерованных ценными породами дерева – орехового, оливкового, фиалкового, эбенового, красного и др. Обычно в декоре корпуса преобладают арочные и сводчатые формы, а пластические, скульптурные детали сведены к минимуму. За строгий вид без излишеств корпуса этих часов часто назывались «шкафные».

Наряду с напольными, консольные часы считаются самыми узнаваемыми английскими часами XVIII – первой половины XIX века.

История производства и бытования часов в «шкафных» корпусах начинается с середины XVII века. Ранние экземпляры фанеровали преимущественно эбеновым деревом, а верх корпуса представлял собой декоративную деталь из ажурной золочёной латуни, похожую на перевернутую корзину, которую венчала ручка для переноски. К середине XVIII века «корзинный» верх сменился «колокольным», несколько вытянутым по горизонтали, а ближе к концу XVIII века «колокол» стал ступенчатым. В качестве фанеровочного материала для корпуса предпочиталось красное дерево. По легенде первым этот материал использовал английский мебельщик Томас Чиппендейл ещё в 1724 году. Красное дерево ценилось за прочность, постоянство формы, разнообразие цвета и красивую текстуру.

В боковые прямоугольные окошки корпуса помещали ажурные вставки из золочёной латуни с орнаментальными мотивами – в виде лика солнца с расходящимися лучами, вьющегося растения с крупными листьями и цветами и др. Окошки с внутренней стороны затягивали тканью, чаще всего шёлком, чтобы защитить механизмы от пыли. Важно было и то, что тканевая «преграда» не заглушала звука хода часов и перезвона колокольчиков.

Подобные формы и убранство консольных часов характерны для 1770–1790-х годов, времени правления короля Георга III.

В собрании Радищевского музея хранится замечательный образец английских консольных часов этого времени, выполненный в лондонской часовой мастерской Джона Тейлора (John Taylor). Консольные часы были весьма популярны за границей, их часто делали на заказ. Джон Тейлор специализировался на изготовлении дорогих часов на экспорт, в основном для нужд российского и испанского монарших дворов и аристократии.

Как и полагается, механизм часов размещён в корпусе, фанерованном красным деревом. Деликатность декора корпуса дополнена богатым оформлением циферблатной платины рельефными декоративными накладками. На латунном посеребрённом циферблате выгравированы римские цифры для обозначены часов и арабские для обозначения минут и чисел календаря. Для указания даты к двум резным воронёным стрелкам добавлена золочёная. В арочном завершении циферблатной платины в круге со стрелкой и надписями: strike (бить) и silent (безмолвствовать) находится устройство блокировки боя.

Согласно последним техническим достижением часы снабжены многофункциональным механизмом с заводом на восемь дней, со шпиндельным ходом (от слова «шпиндель» – стержень с грузиками – деталь, передающая движение от спускового колеса к маятнику).

В картуше, под цифрой XII выгравирована фамилия часового мастера, являющегося, по сути, владельцем часовой мастерской и город, где он работал: John Taylor, London.

Имя Джон Тейлор в Англии достаточно распространено. К примеру, в одном только Лондоне в разное время работало 14 часовых мастеров с таким именем. Наиболее вероятно, что наши часы принадлежат мастерской Джона Тейлора, располагавшейся в Лондоне на площади Святого Георгия.

Джон был выходцем из шотландской семьи, его предки были свободными людьми в г. Перф (Perth) и с давних времён работали кузнецами. 18 июня 1733 года Джон Тейлор, сын вдовы по имени Эм, был записан учеником к лондонскому часовщику Ричарду Блумеру (Richard Blomer) сроком на 4 года. Закончив обучение, прежде чем открыть собственное дело, Джон некоторое время работал подмастерьем. Став успешным и известным мастером, с 1762 года он сам начинает обучать ремеслу учеников. Впоследствии, к Джону в качестве компаньона присоединился его младший брат Джеймс. После смерти Джона в начале 1790-х, Джеймс Тейлор перебирается на родину, в Шотландию, в город Стричен (Strichen), где работает часовщиком на протяжении 47 лет (с 1799 до своей смерти в 1846).

В Лондоне оборудование и мастерскую Тейлоров купил Роберт Вуд (Robert Wood), работавший в 1790–1825 годы. Имя Тейлора было широко известно и пользовалось безупречной репутацией, поэтому неудивительно, что новый владелец мастерской гравировал на циферблате или механизме надпись: "Robert Wood successor to J.Tailor, London" (Роберт Вуд, продолжатель дела Джона Тейлора).

Мода на консольные часы в «шкафных» корпусах продержалась весь XIX век. В Англии, в отличие от континентальной Европы, фабричное часовое производство так и не развилось. Расширение его шло не за счёт укрупнения небольших мастерских, а за счёт роста их числа, что в итоге сделало английское часовое производство неконкурентоспособным.

Уже с 1840-х годов на мировом рынке появились консольные часы американского массового производства. Позже крупные часовые объединения Шварцвальда в Германии стали поставлять механизмы консольных часов в различные страны мира. В связи с этим в XIX столетии часы такого типа стали называться «в английском стиле», что подразумевало скорее набор определённых внешних декоративно-художественных характеристик. Они только подражали классическим образцам английских консольных часов с их безупречным механизмом, который демонстрировал достижения английских механиков, считавшихся в то время лучшими в мире и внесших огромный вклад в теорию и практику мирового часового искусства.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений