Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Лаборатория №3 «СТЕПЬ». «Киргизская сюита. Вариации»

02.09.2022
  • Лаборатория №3 «СТЕПЬ».  «Киргизская сюита. Вариации»
09.09.2022  —  30.10.2022

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Общества друзей Радищевского музея

Благотворительный фонд поддержки современных художников и талантливой молодёжи Семь Ветров

В Доме Павла Кузнецова работает экспозиция «СТЕПЬ» в рамках третьей лабораторной работы проекта «Дом-лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента».

Для нас Восток навсегда ассоциируется с Прошлым: далеким, забытым, а значит таинственным и даже мистическим. Желание прикоснуться к тайне было всегда: массовое, модное, когда живописцы покидали уютные кафе, а художественные салоны заполнялись сценами из экзотической восточной жизни.

«… И эти таинственные дали неудержимо влекли меня изведать, что за природа открывается там, что за народ ее населяет, какой своеобразный быт меня ожидает… Я, взяв с собой брата, переправился через Волгу и, сев в поезд, доехал до станции Таловка, пересел в телегу и углубился на сто пятьдесят верст в глубь степей».

Восток Кузнецова это случившаяся «неведомая прежде реальность» возникшая на пересечении художника с Местом. Восток «раскрыл» художника, подействовав на него как волшебный эликсир, обострив дремлющие чувства и творческие желания. «Работа в заволжских степях дала мне возможность уйти от схематизма, оторванности от жизни, которую я нашел удивительно изменяющейся в миражной и монументальной природе Киргизии …».

Павел Кузнецов кочует по степям вместе с киргизами, живет в кибитках и каждый день наблюдает их быт. Но «степные» работы не натурны, художник «не срисовывает, а конструирует», как точно определила Наталья Гончарова свою восточную тему, «когда все случайное отпадает, а недостаточно выразительное преобразовано в законченное и совершенное». Холсты, с пасущимися овечками, неспешными людьми за привычными ежедневными делами, юрты утром и вечером, верблюды, удивительные миражи, становятся идеальными картинами жизни таинственного народа. Равновесие реального и возвышенного подчеркивается определенным ритмом, четким контуром, контрастными красками, монументальностью тяготеющей к фреске.

«Мир киргизских степей потянул меня ощутить истоки их культуры — Самарканд, Бухара, — что дало мне возможность обострить и углубить свое художественное восприятие в области солнечного живописного звучания».

Итог путешествий по степи и Средней Азии — десятки живописных работ, две серии графических альбомов, выставки, после которых на художника обрушивается вторая волна славы, выдвинувшая его на авансцену русского ориентализма, интерес и одобрение зрителей, внимание критиков, спрос коллекционеров.

Итог лабораторной работы №3 «Степь» – «Киргизская сюита. Вариации» художника Евгения Стрелкова (Нижний-Новгород).

Авторы экспозиций «САД» и «ПАРК» вдохновлялись четко обозначенными географическими территориями, в первом случае – саратовский сад Иллариона Бабушкина, во втором – крымский парк Новый Кучук-Кой. «СТЕПЬ» же раскинулась намного шире не только географически, но и смыслово. Это и путешествие от Саратова до Бухары через заволжские земли, восточная философия, культура и быт, пустота и ясность, земля и небо, горы и среднеазиатская архитектура. Отсюда и долгая исследовательская работа проведенная Евгением Стрелковым по изучению живописного наследия Кузнецова, документов и архивных материалов, связанных с его путешествиями. Отсюда и длинные подступы к теме, через персональный опыт (поездки и работа в Саратове, Казани, Болгаре), и большое количество задействованных автором художественных форм.

На экспозиции, которая занимает несколько музейных залов, представлены – графический проект, книга художника, аудиопроект, анимационный фильм, цикл стихов, которые по тонкому мановению автора превращаются в вариации на тему. Сам Стрелков уточняет, что занимает скромную позицию аранжировщика прекрасной сюиты исполненной великим символистом в десятых годах двадцатого века.

В действительности же, как некогда большие художники вдохновляясь своими коллегами или предшественниками создавали оригинальный авторский продукт, у Евгения Стрелкова получился не просто удивительный рассказ на мотив «восточного Кузнецова», получилась совершенно «новая мелодия».

«Киргизская сюита. Вариации» - это выставка-вдохновение, выставка-оммаж, выставка - поклон великому художнику!


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"