02.04.2021

Выставка «Возвращенные имена» стала для меня настоящим открытием. Я познакомилась с замечательной живописью, художниками и их непростой историей. Я очень рада, что я побывала на данной выставке!

Известный советский режиссер С. Параджанов писал в своих дневниках о том, что чтобы стать настоящим художником нужно отсидеть в тюрьме хотя бы года два. Я вспомнила его слова, когда пришла на эту выставку. Я пыталась смотреть на картины художников, представленных на выставке, и увидеть тот мир, на который они смотрели своими глазами. Я пыталась почувствовать то, что чувствовали они. И мне было страшно. Как можно творить и создавать в таких условиях? И тогда я поняла, что живопись была их спасением. Они не имени права говорить, поэтому они писали картины. И в этих картинах они запечатлели себя, чувства и свою жизнь.

Выставка вызвала у меня довольно противоречивые ощущения. В самом начале мне было не просто воспринять картины Юстицкого. Они показались мне очень тяжелыми из-за темных красок. Так же непросто было сравнивать две картины его жены. Ее взгляд говорил о тяжести судьбы, перенесенной супругами.

Щеглов снял с меня сильное напряжение и внес в пространство свет и воздух. Его работы на экспозиции, на мой взгляд, стали логичным переходом к работам Миловидова. Работа художника с тремя деревьями меня очень тронула. Эта картина напомнила мне еще раз о том, что есть в жизни какие-то постоянные и неизменные вещь, например, любовь и красота. Так же меня еще тронула его работа, на которой изображена большая река, и в воде стоят небольшие растения. Очень нежная работа. В ней много надежды.

Больше всего на выставке мне понравилась графика. Графика напоминала мне местами мультики («Слово о полку Игореве» Русецкий), местами кино (Скворцов). Вглядываясь в графику, пыталась понять, как же это нарисовано. Так и осталось для меня это загадкой. Наверное, все-таки, это невероятное мастерство прекрасных художников.

Рассматривая графику Юстицкого, я ясно ощутила настроение того времени, когда он жил. Невольно стала сравнивать его время и время, в котором живу я. Эти размышления привели меня к разным размышлениям. Что изменилось с того времени? Как чувствует себя художник в наше время? И о чем он МОЖЕТ говорить? Чувствует ли он себя более свободно? На многие вопросы я так и не смогла ответить.

Екатерина Пояркина

Картины произвели на меня сильное впечатление. Очень понравилось, как все художники пишут портреты, у всех можно почувствовать характер и состояние человека. Например, Н. Мамонтов очень нежно пишет свою картину, глаза девочки наполнены жизнью, хорошо написаны волосы, чувствуется их мягкость. На платье видны небольшие складки мягкой ткани, что так же придает портрету живой образ. От этой картины становится тепло, видно, что автор с трепетом подходит к этой работе.

Ещё мне понравилась картина В. Юстицкого своей яркостью и наполнением. За счет цвета деревьев мы можем увидеть солнце, которое спряталось за ними. Если немного подольше посмотреть на это произведение, мне кажется, можно даже услышать смех детей, шум ветра, немного качающего деревья. Эта картина дает некое умиротворение и спокойствие.

Работа Ф. Русецкого «Слово о полку Игореве» тоже произвела впечатление, так как в ней хорошо прописан натянутый лук, хоть мы не видим тетивы, но чувство натяжения создается за счет напряженной руки лучника. Позади лучника не прописан пейзаж, но там есть очень много тонких отрывистых линий, они напоминают стрелы, которые пронзают воздух. За счет этого создается впечатление, что это поле боя, и наш лучник там не один, их сотни, а может и тысячи. Очень сильная атмосфера боя.

Анастасия Бредихина

Так случилось, что я впервые посетила музей в Саратове. И очень рада! Оказывается, я недооценивала культурную жизнь нашего города. Для меня это послужило замечательным уроком: красоту, искусство можно найти везде, нужно только действительно быть заинтересованным в этом поиске. И каково было мое удивление, когда Вы рассказали о саратовских художниках, судьбы которых так тяжелы, но в то же время ярки. Это позволило прочувствовать то страшное, неопределенное время. Конечно, и малой части я не могу себе представить. Но, когда близко подошла к картине, я почувствовала энергию жизни человека-художника, который был оторван от родного дома, семьи и лишен возможности писать. И я подумала: эти картины написал своей рукой много лет назад художник, и спустя эти многие годы я стою совсем рядом, можно сказать, с этой эпохой. Это восхищает и накрывает волной неописуемого восторга.

Письмо Юстицкого к своей жене, оригинал которого нам тоже довелось увидеть собственными глазами, позволило мне ощутить силу этого человека. Это рассказывает гораздо больше о том времени, нежели учебник по истории.

Саратовские художники не могут не поражать своей находчивостью: чтобы продолжить писать, будучи в лагере, где условия совсем не располагают к этому, они писали на маленьких листиках папиросной бумаги. И это не умаляет масштаба работы. Ведь за этими папиросными листиками стоит невообразимое для нашего сознания, искушенного и пресыщенного. А судьбы представленных нам художников транслируют силу искусства в действии: никакие трудности и лишения не помешали Юстицкому вообразить мир, которого вокруг него не было, - сказочный, яркий, волшебный. Удивительно, что в такое время творили художники-экспрессионисты и авангардисты, прибегающие к насыщенному колориту и импульсивным образам. Особенно запомнилась картина «Арлекин», может, из-за того, что сюжет ее близок моей профессии.

Мне полюбились картины Русецкого, где изображены древнерусские, славянские мотивы. Атмосфера этих давних времен на меня всегда как-то по-особенному действует. Я открыла для себя технику, в которой были исполнены «Всеволод» и «Баян»: летящие стрелы Всеволода и борода Баяна будто «нацарапаны». Это создает динамику и выделяет картину среди других.

Елизавета Тюменцева


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений