31.08.2020
Автор:  Пузакова Валентина Александровна

  • Успение Пресвятой Богородицы. Православный календарь


28 августа — Успение Пресвятой Богородицы. Это праздник, посвящённый воспоминанию кончины (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, за три дня до ее кончины к Деве Марии явился архангел Гавриил с вестью о скорой встрече с сыном. Дева Мария скорбела, что не сможет проститься со всеми апостолами, так они проповедовали в разных странах. Однако в день ее успения они чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы совершить её погребение.

Праздник Успения считался настолько важным, что в народе его называли Богородичной Пасхой, он совпадал с окончанием летних полевых работ и широко праздновался.

В конце восьмидесятых годов прошлого века в собрание Радищевского музея поступила икона «Успение». Это красивая многофигурная композиция, обрамленная широкими золотыми полями с тисненым орнаментом. В среднике изображена Богородица, лежащая на белом одре. У головы и у ног стоят апостолы и другие святые, чуть сзади над одром — Иисус Христос в окружении золотого сияния. На руках он держит душу Богородицы, изображенную в виде новорожденного младенца — символ того, что смерть каждого человека в православии мыслится как рождение в Вечную жизнь.

Иконография «Успения» из Радищевского музея дополнена сюжетом «Чудо отсечения рук Афония», который впервые появляется на рубеже XII — XIII веков: возле ложа стоит человек с искалеченными руками. Это иудейский священник Афоний, который попытался опрокинуть погребальный одр, чтобы помешать многолюдному шествию при переносе тела Богородицы в гробницу. Рядом изображен ангел с мечом, не давший свершиться кощунству.

На иконе в среднике внизу идет надпись:

"Написанъ въ СПБ и…. ъ Вас. Пѣшєхоновымъ ҂аѿѻ҃д год".

Пусть вас не смущает форма записи даты, ведь цифры в церковнославянских (а также в греческих, еврейских и латинских) книгах обозначаются буквами. Датировку нашей иконы можно прочесть как «1874 год», а имя ее автора — Василий Макарович Пешехонов (1818–1888). Он был потомственным иконописцем, выходцем из старообрядческой среды Тверской губернии. Известная на всю Россию Пешехоновская мастерская была основана в Петербурге его отцом Макарием Самсоновичем. С 1852 года иконописную артель возглавил Василий Макарович, в 1856 году удостоившийся звания поставщика двора Его Императорского Величества.

Творчество В.М. Пешехонова было востребовано современниками: в мастерскую поступало большое количество заказов, а иконы ценились при дворе до такой степени, что именно ему было доверено создать в 1845–1882 гг. так называемые «мерные» иконы для всех новорожденных младенцев императорской семьи.

В.М. Пешехонов работал в стиле, возникшем в середине XIX в., в котором сочетались традиционные приёмы с академической манерой письма. К первому относится выбор сюжетов, ориентированный на воссоздание древней иконографии, обращение к православным и национальным традициям. Мастерская проводила систематическую работу по собиранию прорисей (копий) со старинных византийских и древнерусских икон. Ко второму — проработка фигур и форм — реалистичная, практически портретная. Образцами красоты и гармонии в то время считались произведения художников-классицистов, что было обусловлено влиянием Академии художеств. Уровень профессионализма мастера определялся владением академическими приёмами письма. Таким образом лики на иконе писались реалистично, но в иконописной многослойной технике. При создании икон этой мастерской применялась смешанная техника, основанная на послойном сочетании красок на яичном и масляном связующем, позволявшая добиться тонких реалистичных образов. Еще одной особенностью Пешехоновской мастерской являлся золотой фон иконы, часто украшенный тисненым орнаментом, как можно видеть на иконе «Успение» из собрания Радищевского музея. Ее отличает высокий художественный уровень написания личного (ликов, кистей рук и стоп ног) и тонкая, почти ювелирная работа по золоту.

Иконописная артель Пешехоновых была достаточно крупной, работать в ней считалось большой честью. Строгое разделение труда исключало написание иконы от начала до конца одним мастером, но руководители мастерской Пешехоновы принимали личное участие в процессе создания. Считается, что все иконы, подписанные В.М. Пешехоновым, действительно выполнены с его участием. На сегодняшний день известно около 50 таких икон. Они датированы 1858–1876 годами. Согласно надписи на иконе из Радищевского собрания, она датируется 1874 годом. Несмотря на большое количество выполненных работ, в настоящее время Пешехоновские иконы являются редкостью.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений