Рубрика «Художник нам изобразил…». Кустодиев Б.М. На ярмарке. Нескучные истории...

25.03.2021
Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

Кустодиев Б.М. На ярмарке, 1910. Картон, темпера.

В историю русской художественной культуры Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) вошел как разносторонний мастер, ярко проявивший себя в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре, театрально-декорационном искусстве.

Уроженец Астрахани, он учился в Петербургской академии художеств у самого Ильи Репина. В 1906 году помогал ему в работе над картиной «Торжественное заседание Государственного совета», создав несколько изображений известных русских политических деятелей начала XX века.

Но, несмотря на то, что портретами Кустодиев занимался до конца своих дней, главной сферой его интересов стала жанровая живопись. Тихая уютная жизнь провинциальных городков, неспешные чаепития, шумные масленичные гуляния, радующие глаз своей пестротой и изобилием базары заняли первостепенное место в его творчестве. Пышнотелые купчихи и бородатые купцы, озорные девки и веселые парни, лихие извозчики и шумные торговцы всякой всячиной навеки поселились на полотнах художника. Так появились целые циклы картин – «сельские праздники», «масленицы», «ярмарки». Мир Кустодиева – это красивая сказка о крестьянской и купеческой России, рассказанная обстоятельно-неторопливо, с большой любовью и мягким юмором.

Ярмарочные сюжеты – одни из самых ранних в творчестве мастера. Эта тема возникла у Кустодиева в начале 1900-х годов, когда он заканчивал Академию художеств и искал материал для дипломной картины. Одной из таких работ является хранящаяся в Радищевском музее картина «На ярмарке», написанная в 1910 году. Она поступила в коллекцию в 1924 году из Государственного музейного фонда, а прежде принадлежала известному чаепромышленнику и меценату Давиду Вульфовичу Высоцкому.

«Оптимист из оптимистов», как он сам себя называл, Кустодиев создал в этом полотне атмосферу светлого праздника и счастья. Ощущение роскоши и изобилия разнообразных товаров передают любовно выписанные художником хомуты, лапти, узорчатые платки, ленты, изделия народных промыслов. Неторопливо плывут вдоль торговых рядов принаряженные девушки, тщательно выбирает покупки женщина в пестром платке; засмотрелся на расписные туеса и шкатулки «с розанами» парень с гармонью, а семейная пара внимательно разглядывает лубок с портретом царской четы – Николая II и Александры Федоровны.

Над чинно прогуливающейся толпой возвышаются увенчанные аккуратными главками-луковицами башня и колокольня старинного храма. Красновато-коричневый с белым кружевом наличников и светло-зелеными крышами на фоне плывущих в небе кудрявых облаков собор смотрится как яркая игрушка. Своей декоративностью и нарядностью он поддерживает оживленное настроение кипящей у его подножия ярмарки.

Посетители Радищевского музея часто пытаются в этой церкви «узнать» местный Троицкий собор, находящийся неподалеку от Волги. Действительно, такой тип культовой постройки очень характерен для провинциальной России. Однако в нашем городе художник не бывал, да и церковь на его картине, если всмотреться повнимательнее, имеет довольно серьезные отличия. Как и саратовская, она выстроена в стиле так называемого «нарышкинского барокко» и представляет поставленный на куб восьмигранник – «восьмерик на четверике». Но верхний объем как бы «утоплен» в кровлю нижестоящего этажа и словно «вырастает» из него, а навершие колокольни не остроконечное, шатровое, а многоярусное.

Чтобы определить место, где была написана эта картина Бориса Михайловича Кустодиева, обратимся к его биографии. Собирая материал для дипломной картины «Базар в деревне» (не сохранилась), художник объездил много городов Поволжья: побывал в Рыбинске, Тутаеве, Юрьевце и Нижнем Новгороде. В Костромской губернии, недалеко от Кинешмы, он приобрел участок земли и построил дом-мастерскую. Кустодиев часто наведывался в Кинешму. Очень ему приглянулся этот небольшой волжский городок «с… типичной «местной физиономией». «Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы», – сообщал Кустодиев своей невесте в одном из писем. На базарной площади между этими церквями – Воскресенской и Крестовоздвиженской – размещались торговые ряды. Дважды в год там проводились ярмарки.

Грандиозное зрелище местных базаров и торжищ вдохновило мастера впоследствии на создание нескольких полотен. Именно Крестовоздвиженская церковь и стала главной архитектурной доминантой картины Кустодиева «На ярмарке». Храм был возведен в центре Кинешмы в середине XVIII века. В 60-е годы прошлого столетия он был разрушен, а на его месте был выстроен универмаг. Старые фотографии сохранили первозданный облик торговой площади. А саму церковь художник еще не раз изображал в своих работах. Она есть на картине «Ярмарка» (1906) и в работе «Ярмарка в Кинешме» (1917). В последней храм представлен практически в том же ракурсе, что и на картине из Радищевского музея.

Судя по этим полотнам и по старинным фотографиям, в начале прошлого столетия церковь в Кинешме была белой. Однако в работе «На ярмарке» Кустодиев немного изменил внешний вид собора, окрасив его в бордовые тона. По всей видимости, такой оттенок был необходим художнику для создания яркого цветового акцента.

Свежие, насыщенные краски, тщательная передача деталей, некоторая плоскостность и условность в трактовке пространства сближают эту работу Кустодиева с произведениями народного творчества. Певцом радости, «русским Рубенсом» называла художника современная ему критика: «Он создает как бы серию красочных сказок и, как настоящий сказочник, подчеркивает все забавное, игрушечное, что есть в его повествованиях, и прячет то серьезное, что в них скрыто».

Уже в 1910 году, когда писалась эта работа, Кустодиев впервые ощутил признаки страшной болезни позвоночника, которая вскоре лишит его возможности двигаться. И даже будучи прикованным к инвалидной коляске, он продолжал писать полные света, счастья и веселья работы. «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин», – эти слова самого художника лучше всего передают характер, силу и значение его творчества для будущих поколений.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений