Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Василий Верещагин: герой своего времени

21.08.2020
Автор:  Яфарова Ирина Ринатовна

Талантливый живописец, отважный путешественник, бравый офицер и самобытный писатель Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) полагал, что главное предназначение художника – «высокая миссия» – заключается «в служении человечеству». На собственном примере стремился доказать верность этого суждения: истинный патриот, он много трудился на благо отечества, занимался активной просветительской работой, за боевые заслуги был награжден Георгиевским крестом. Успех сопутствовал мастеру: реалистическая убедительность его батальных полотен, «живость» и оригинальность индийской, японской и палестинской серий картин находили горячий отклик в сердцах зрителей.

Вместе с тем, творчество мастера вызывало неоднозначную, а порой и вовсе негативную реакцию в профессиональной среде. Известный критик Александр Бенуа называл работы Верещагина «антихудожественными», укорял автора за излишний протоколизм, надуманность и вычурность. Основатель Радищевского музея Алексей Боголюбов замечал: «Я всегда отдавал и отдаю справедливую оценку трудам Верещагина, когда он еще не строчил картины… но сознаю, что большие его произведения куда слабее малых, над которыми он думал и трудился. А потому русская пословица «Велика Федора да дура» вполне к нему применима».

Очевидно, между Боголюбовым и Верещагиным установились натянутые отношения. По этой ли причине или какой-либо другой, но к моменту открытия Радищевского музея произведений последнего в его собрании не оказалось. «Первой ласточкой» стала «Кашмирская долина», поступившая в 1904-м от Василия Нарышкина – известного коллекционера, владельца имения «Пады» Балашовского уезда Саратовской губернии. Столь значительный дар был следствием трагических обстоятельств – гибели художника на броненосце «Петропавловск»; он подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура в ходе русско-японской войны. Один из очевидцев событий вспоминал: «Эскадра точно замерла. Ни малейшего звука, ни малейшего движения. Никто не верил своим глазам. В две минуты не стало лучшего судна».

Не менее трагичной оказалась судьба «Кашмирской долины»: в 1933-м она была передана в «клуб работников ГПУ» (Государственного политического управления), откуда уже не вернулась; ее местонахождение по-прежнему неизвестно. Наряду с потерями, были и приобретения. С 1926-го по 1932-й музейная коллекция пополнилась сразу тремя живописными работами Верещагина: из Государственного музейного фонда поступил «Храм бога войны», из Третьяковской галереи – «Яки» и «Солон».

На последней автор изобразил представителя малочисленного тунгусского племени. Вероятно, художник повстречал его во время поездки в Туркестан в 1869 году; путь Верещагина лежал через сибирские земли, некогда заселенные китайцами-солонами. Темная блестящая кожа, длинная коса, линялый халат, обувь на толстой подошве – автор старательно фиксирует мельчайшие подробности облика модели, ее эффектную позу; вместе с тем он пишет не портрет, демонстрирует не личность как таковую, напротив, акцентируя типические черты, создает обобщенный образ восточного жителя.

Ранее картина принадлежала Павлу Третьякову. В отличие от Бенуа и Боголюбова, он высоко оценивал творчество художника и постоянно приобретал его работы. «Я считаю и считал всегда Верещагина таким колоссом, что по многим сторонам его таланта не знаю никого… ему равного», – заявлял собиратель.

Быть может не случайно в Третьяковской галерее оказался также этюд «Яки», ныне принадлежащий Радищевскому музею. Он был создан в 1875-м во время двухгодичного путешествия супругов Верещагиных по Индии. Художник тщательно готовился к поездке: изучал атласы, специализированную литературу в Публичной библиотеке. Его не страшили высокие заснеженные горы и опасные перевалы, с особым интересом он посещал старинные храмы, скрытые от посторонних глаз. В Ладакхе внимание Верещагина привлек караван, спускающийся с гор; в этюде «Яки» автор запечатлел его мерное шествие. Эта работа демонстрирует новый этап в творческой биографии мастера: он постепенно осваивает приемы пленэрной живописи, насыщенной светом и воздухом, тонально согласованной, эмоционально-выразительной.

Черты нового нашли свое выражение и в этюде «Храм бога войны». Первая жена Верещагина, Елизавета Кондратьевна, вспоминала: «Один из Тассидингских храмов, средний, самый маленький, храм бога войны, выкрашен красною краскою, а по карнизу кругом нарисованы человеческие черепа. Так как давно Сикким ни с кем не воюет, то храм этот в порядочном забвении…». С характерной иллюзорностью автор изображает старинное обветшалое здание, передает его насыщенный цвет, контрастирующий с глубокой синевой неба и желто-зелеными оттенками выгоревших на солнце трав. Судя по всему, этюд был написан с натуры, в феврале – апреле 1875 года, когда супруги достигли Восточных Гималаев. К тому моменту имя художника было известно далеко за пределами отечества, а его творчество становилось источником вдохновения для многих людей, неравнодушных к искусству.

Помимо оригинальных произведений, в коллекции Радищевского музея хранится замечательная копия с работы Верещагина «Киргиз с соколом», поступившая в 1888 году. Ее автор – Николай Грандковский – саратовский художник; на средства местной управы он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в знак благодарности подарил картину родному городу.

Всего через три года после открытия Радищевского музея саратовцы могли познакомиться с творчеством прославленного мастера. Стараниями Верещагина жители Российской империи получили возможность полюбоваться на великолепные памятники восточной архитектуры, узнать о традициях и обычаях народов далеких стран, посочувствовать воинам, тысячами гибнущим на полях сражений. И все это «безо всякой лжи и фальши» (В. Верещагин). 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"