Полный вперед! Линейный корабль «Иоанн Креститель» («Чесма»)
Автор: | Шкута Елена Анатольевна |
Радищевский музей, основанный художником Алексеем Боголюбовым, в прошлом – мичманом Балтийского флота, поздравляет военных моряков России с их профессиональным праздником. Мы продолжаем рассказывать о кораблях, которые запечатлены на произведениях из музейной коллекции, и сегодняшняя история – о гиганте отечественного флота екатерининского времени.
Описание корабля
Парусный линейный корабль 1 ранга «Иоанн Креститель» («Чесма»)
Служба: 1783-1806, Балтийский флот России
Приблизительные размеры: длина – 66 метров, ширина – 15 метров, осадка – 7 метров
108 орудий
Экипаж: 860 человек
Рождение «Иоанна Крестителя» («Чесмы»)
Корабль строился на Санкт-Петербургской верфи с 1782 по 1783 год. Руководили постройкой два мастера – Иван Васильевич Ямес и Василий Алексеевич Селянинов. Первый был англичанином (его настоящее имя – Джеймс Лэмб), который поступил на русскую службу в 1737 году и за почти 50 лет жизни в России построил несколько десятков кораблей. Второй служил российскому флоту с 15-летнего возраста и, уже будучи самостоятельным мастером, помогал Ямесу ввиду его преклонного возраста.
Прототипом «Иоанна Крестителя» послужила легенда английского флота – 104-пушечный корабль «Виктория», с борта которого в 1805 году адмирал Нельсон командовал Трафальгарским сражением и получил смертельное ранение. По проекту «Виктории» для российского флота было построено еще 7 линейных кораблей. Все – в царствование Екатерины II. Строительство судов высшего ранга имело важное политическое значение и воспринималось как приумножение военно-морских достижений Петра Великого.
В сентябре 1783 года «Иоанн Креститель» был спущен на воду и вошел в состав Балтийского флота Российской империи.
А почему у этого корабля два названия?
Ответ на этот вопрос даст каронимика – наука, изучающая названия судов военных флотов. В разное время российские корабли называли в честь античных богов, христианских святых, древнерусских князей, видных политических деятелей и славных побед российского оружия. При Петре I существовали любопытные и не поддающиеся классификации наименования (например, линейный корабль «Три рюмки»). Но несмотря на курьезные исключения, создатель отечественного флота стремился систематизировать процесс именования кораблей. Именно он ввел традицию преемственности в их названиях.
Двойное имя перешло к «Иоанну Крестителю» от корабля, спущенного на воду осенью 1770 года и названного в честь победы России над Османской империей в Чесменском сражении. Оно произошло в ночь с 25 на 26 июня того же года. Накануне – 24 июня – отмечался день памяти Иоанна Крестителя, поэтому успех русских моряков связывали с покровительством этого святого. Отсюда и два названия для нового корабля и его «преемника».
Произведение из собрания Радищевского музея с изображением «Иоанна Крестителя» («Чесмы»)
Одним из самых больших живописных произведений в коллекции музея является «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке» кисти Алексея Боголюбова. Полотно имеет горизонтальный формат и следующие размеры: 2,33 на 3,33 метра. Оно поступило в собрание в 1928 году из Государственного Русского музея.
Картина входит в серию историко-батальных произведений Боголюбова, созданных по заказу императора Александра II. В основу ее сюжета положен эпизод одного из сражений русско-шведской войны 1788-1790 годов, развернувшегося в Финском заливе. Боголюбов воссоздал атаку, которую провели шведы днем 23 мая, направив главные усилия на русский флагманский корабль. Он изображен почти по центру полотна с простреленными парусами. Андреевский флаг на фок-мачте означает, что это корабль кордебаталии (средняя эскадра, которая в военных походах занимает положение между авангардом и арьергардом) с вице-адмиралом на борту. Кордебаталией в этом бою командовал Александр Иванович фон Круз с корабля «Иоанн Креститель» («Чесма»), героя нашего рассказа.
Особенность Красногорского сражения заключалась в том, что противники не сближались друг с другом и вели продолжительные перестрелки на протяжении почти двух суток. Известно, что с «Иоанна Крестителя» было произведено около 3 тысяч выстрелов. Вечером 24 мая шведы отступили, не сумев реализовать свой план – прорваться к Кронштадту и Санкт-Петербургу.
Эта баталия в изображении Боголюбова служит прекрасной иллюстрацией боевого построения линейных кораблей. Автор очень точно передает внешний облик гигантов парусного флота XVIII века, по красоте и мощи сравнимых с самой морской стихией. Присмотревшись, можно увидеть не только особенности оснастки запечатленных судов, но и силуэты членов экипажей, а также декоративные элементы в носовой части каждого корабля. Русский флагман украшен позолоченной фигурой святого Иоанна Крестителя, которая блестит под лучами солнца.
Дальнейшая судьба корабля
Летом 1790 года «Иоанн Креститель» («Чесма») принял участие в одном из последних сражений русско-шведской войны: заблокированный в Выборгском заливе шведский флот понес серьезные потери. Красногорское и Выборгское сражения стали самыми яркими страницами в истории корабля.
За свою довольно долгую для военного судна службу в 23 года он не раз выходил в крейсерства – разведывательные и дозорные плавания. В начале и конце 1790-х годов на нем снова поднимал свой флаг Александр фон Круз, к тому времени уже адмирал флота.
В 1806 году «Иоанн Креститель» («Чесма») был выведен из состава флота и впоследствии разобран.
«Потомки» корабля
Еще три военных судна в истории России носили название «Чесма» – 1811, 1828 и 1849 годов постройки. Последний корабль с этим именем (но уже без имени святого) в 1853 году участвовал в победном Синопском бою. Два года спустя он разделил участь других судов Черноморского флота и был затоплен в Севастопольской бухте, чтобы не дать неприятельской эскадре подойти к городу...
А еще через год, в 1856-м, молодой Алексей Боголюбов, недавно окончивший Академию художеств, приехал в Синоп для работы над картиной, посвященной недавнему разгрому турецкого флота русским. Эта баталия вошла в историю как последнее крупное сражение парусных судов.