Декоративная ваза рубеж XVII - XVIII веков из итальянского города Вольтерра

06.04.2020
Автор:  Красноперова Лидия Петровна

Декоративная ваза
Алебастр, резьба
Италия. Рубеж XVII - XVIII веков
Поступила из собрания саратовского купца П.И. Кокуева в 1919 году

В постоянной экспозиции зарубежного искусства выставлена после длительной реставрации и хранения в запаснике уникальная по своей красоте резная напольная ваза итальянской работы рубежа XVII-XVIII веков. Художественное совершенство памятника всегда вызывает вопрос: откуда, благодаря чьим стараниям ваза оказалась в нашем музее?

Её происхождение известно: ваза поступила в числе художественных предметов, конфискованных в доме саратовской купеческой семьи Кокуевых в 1919 году. Сведения об этой семье довольно скудные. Сохранились остатки их усадьбы (ул. Чернышевского, 128). Наиболее известен знатокам старого Саратова купец 1-й гильдии Павел Иванович Кокуев, один из первых пароходчиков, организатор Саратовской торговой биржи, с января по апрель 1870 года «исправлявший должность» городского головы. В его доме осенью 1869 года останавливался наследник цесаревич Александр Александрович с женой, Марией Фёдоровной и великим князем Владимиром Александровичем.. Видимо, кокуевский дом выделялся своей благоустроенностью. Коллекция Кокуевых собиралась, скорее всего, не ранее середины XIX века, когда семья достигла благосостояния. Известно, что их дом на Большой Сергиевской построен в 1840 году.

Стилистические особенности вазы, могут говорить о более раннем времени её создания, а именно, о рубеже XVII-XVIII веков. В это время в искусстве Италии сосуществовали два стилевых направления: классицизм и барокко. Черты этих стилей наблюдаются в резьбе вазы. Основание решено, как классическая колонна, обработанная вертикальными выемками-каннелюрами. Её венчает изображение птиц, похожих на лебедей. В античной древности образ лебедя связывался с богом Аполлоном, покровителем искусств. Классическая мера ощущается в соотношении несущих и несомых частей, то есть, основания и чаши. У зрителя возникает ощущение равновесия и прочности конструкции. Круглая, массивная чаша, которая торжественно завершает вертикаль колонны, утяжелена свешивающимися с неё виноградными гроздьями, словно бы не поместившимися в её лоне. Бесспорно, она напоминает переполненный земными плодами рог изобилия. Этот многозначный символ был одним из атрибутов «Госпожи Удачи» или Фортуны, щедро одаривающей счастливых избранников судьбы. Так можно трактовать символический смысл произведения. Декоративная роскошь чаши, украшенной резьбой, отвечает вкусам барокко.

Резчик со знанием дела проявил красоту материала, его естественный цвет, сочетание прозрачности и матовости. Это – алебастр, камень, имеющий много разновидностей, отличающихся цветом, фактурой, степенью прозрачности. Алебастр относится к «мягким камням», из него с древнейших времён делались различные предметы и статуэтки. Изделия из алебастра прочны, если они находятся в помещении, но быстро разрушаются на открытом воздухе. Он хорошо пропускает свет. Тонкие листы алебастра вставляли в окна. Для этой цели он использовался в церквях, особенно итальянских. Цвет камня варьируется от прозрачно-белого до жёлто-коричневого, от красноватого до тёмно-коричневого и от серо-зелёного до чёрного. Всё зависит от места и геологических условий залегания камня. Большие блоки однородного материала встречаются редко. Быть может, поэтому ваза состоит из нескольких блоков, соединённых по центру металлическими стержнями.

В Европе основным центром добычи и обработки минерала с древности и до сих пор является итальянский город Вольтерра, расположенный в области Тоскана, в 53 километрах от Флоренции.

Согласно документам, в 1780 году в Вольтерре работало 8 или 9 ремесленных мастерских, занимавшихся обработкой алебастра. Одной из достопримечательностей города является музей алебастра, где собраны изделия разных эпох и мастерских. Использование для изготовления вазы именно алебастра подтверждено специалистом, сотрудницей кафедры минералогии геологического факультета Саратовского государственного университета Ниной Михайловной Мальцевой. Ею проведена визуальная экспертиза материала. Вполне возможно, что наша ваза происходит из Вольтерры. Согласно литературным источникам, именно там добывается алебастр подобных оттенков.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений