Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. «Девушка, освещённая солнцем» из Национального музея «Киевская картинная галерея», Украина

05.04.2021
Автор:  Платонова Елена Станиславовна

  • Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. «Девушка, освещённая солнцем» из Национального музея «Киевская картинная галерея», Украина

Рубрика была начата в 2020 году в ходе реализации
проекта «Вдохновлённые мусатовской музой
Эстафета поколений, сохраняющих память о художнике»
при поддержке Фонда президентских грантов

В коллекции Национального музея «Киевская картинная галерея» хранится произведение В.Э. Борисова-Мусатова «Девушка, освещённая солнцем». 1897. Холст, масло. 48х60. Этюд был подарен автором художнику И.Э. Грабарю. В 1937 году он был передан Московской государственной закупочной комиссией в Киевский государственный музей русского искусства.

«Девушка, освещённая солнцем» – один из немногих сохранившихся этюдов к неосуществлённой картине «Maternité» (Материнство). Задуманное В.Э. Борисовым-Мусатовым произведение должно было стать гимном материнству, молодости, безмятежному счастью, душевному миру и покою.

В 1897 году, вернувшись на каникулы в Саратов, он создал серию импрессионистических этюдов, наполненных ярким ощущением знойного полдня: «Агава», «Девушка, освещённая солнцем», «Девушка с агавой», «Дама в качалке», «Дерево», где главным «натурщиком» становится не предмет, а солнце.

О «Материнстве» Борисов-Мусатов писал: «… Лучи солнца, как паутины, пересекали бесконечно эти пространства. Деревья, как маленькие дети, радостно простирали свои ветви друг другу. Они купались в пространстве, как золотые рыбки в аквариуме».

В творческих экспериментах ему помогали сёстры. Сестру Агриппину Борисов-Мусатов писал дважды. Она позировала для этюдов «Дама в качалке» и «Девушка, освещённая солнцем». Обе работы были написаны на пленэре в саду родного дома – его «зелёной мастерской».

Для портрета «Девушка, освещённая солнцем» художник выбирает крупный план, накладывает краски на холст раздельными мазками чистых, практически не смешиваемых на палитре цветов, оставляя при этом свободное пространство, не закрашивая полностью холст. Невольно вспоминается запись в одном из мусатовских альбомов: «Сделать опыт над женской головой в портрете, не стесняясь яркостью красок. Всё лицо будет голубое, - яркое, лиловое, зелёное…».

Расслабленная поза модели, лёгкий наклон головы говорят о том, что девушка занята рукоделием или чтением. Забранные назад волосы, открытый лоб, яркие цветные блики полуденного солнца, отражающиеся от белой блузы и игра цветовых контрастов, создают достаточно необычный и запоминающийся образ.

Сама Агриппина вспоминала: «Он однажды вздумал меня в качалке писать, на открытом месте, средь разноцветного газона, это происходило в самый жаркий день. И вот позирует он меня день, два, и что же? Я вижу своё лицо, какое-то лилово-синее, я его спрашиваю: « Да разве такое моё лицо?»<…>. В один солнечный день<…>, зовёт меня и говорит: «Ну вот стой здесь и смотри долго, долго вот в эту точку». Я его слушаю и вижу, что воздух разноцветный, такой пёстрый, смотрела долго и вот тогда я ему поверила, что блики происходят от чистого воздуха и это бывает в самый жаркий день».

Агриппина Эльпидифоровна Мусатова, как в семье её ласково называли Груня, родилась в 1875 году. Она была старшей из сестёр художника. Примерно с 1876 года семья Мусатовых переселилась в собственный дом по адресу Плац-Парад, 13 (ныне ул. Вольская, 33).

В этой обычной семье большое внимание уделяли воспитанию и образованию детей. Виктор занимался в лучших художественных учебных заведениях России, таких как Московское училище живописи ваяния и зодчества, Императорская Академия художеств, посещал известную мастерскую Фернана Кормона в Париже. Обе сестры обучались в гимназии Эммы Карловны Ульрих в Саратове, а младшая сестра Елена по рекомендации брата поступила в Строгановское центральное художественно-промышленное училище.

В 1896 году Агриппина вышла замуж за Фёдора Егоровича Немирова, владельца небольшой типографии, которая располагалась на Митрофаньевской площади в Саратове. Молодые поселились неподалёку от родительского дома на улице Аничковской (ныне ул. Рабочая). На лето супруги часто уезжали в Калужскую губернию, где в селе Юрьевском Малоярославецкого уезда, проживали родственники Фёдора Егоровича.

Агриппина Эльпидифоровна была в числе первых дарителей произведений знаменитого брата в Радищевский музей. Три живописных этюда к неосуществлённой картине «Жатва» поступили в 1912 году, а в 1924-ом собрание музея пополнилось этюдом «Беседка в Зубриловке».

А.Э. Немирова одной из первых в самом начале 1920-х годов ходатайствовала о создании в мусатовском флигеле мемориального музея. В это время Агриппина Эльпидифоровна овдовела, переживала трудные времена. Подрабатывала в основном помощницей по хозяйству у знакомых, в том числе у художника Ф.М. Корнеева.

В конце 1930-х годов Агриппина Эльпидифоровна написала воспоминания о брате, где с большой теплотой вспоминала о беззаботных годах детства. «Нам отец отдал свой старый письменный стол, который мы разделили пополам. Брат любил играть в железную дорогу, а сам изображал начальника станции, так как наш дядя был начальник дороги, и мы часто гостили у них, брат это видел, и ему нравилось, когда паровоз пыхтел и давал свисток. И он в трубу паровоза клал зажжённую вату, что бы шёл дым, как у настоящего паровоза. <…> В зимнее время я с братом любила на санках кататься, ходили на лыжах». А летом любимым местом для игр и развлечений была Волга: «Мы часто пускались в путешествие, ездили на Увек (это есть гора близ Саратова), и вот мы брали лодку и катались с парусом, а наш парус был из простыни, взятой у матери из комода, она нас за это наказывала, когда узнавала всё, ставила в угол носом на известное время».

В годы Великой Отечественной войны А.Э. Немирова передала в фонды Радищевского музея одну из ранних работ В.Э. Борисова-Мусатова «Пейзаж», а в Саратовский краеведческий музей ценные семейные фотографии.

Последние годы Агриппина Эльпидифоровна жила в Киеве у одной из дочерей. Умерла в возрасте 84 лет в 1959 году. Вполне вероятно, что в Киеве до сих пор живут потомки этой линии семьи Немировых.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"