Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. «Автопортрет с сестрой» из собрания Государственного Русского музея

16.11.2020
Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации
Платонова Елена Станиславовна

При поддержке Фонда президентских грантов,
Общества друзей Радищевского музея

Жемчужиной в коллекции Государственного Русского музея можно назвать картину В.Э. Борисова-Мусатова «Автопортрет с сестрой», 1898.

Летом 1898 года Виктор Борисов-Мусатов окончательно вернулся из Парижа в Саратов. Годы, проведённые в Школе Фернана Кормона стали завершающим периодом «учения и странствий», а так же одним из важных этапов в творчестве художника. Из Парижа он привёз не только новые впечатления, но и новые идеи, вскоре воплотившиеся в смелых творческих экспериментах.

Художник приступил к работе над созданием картины с многофигурной композицией. Искусствовед Алла Русакова сравнила эту работу с театральной постановкой: «Старательно и увлечённо строил Мусатов мизансцену своего первого большого спектакля». Первым живописным спектаклем стал «Автопортрет с сестрой». В нём, используя приёмы костюмированных перевоплощений, Мусатов попытался соединить «идеальное» с конкретным, выразить мечту о красоте, гармонии природы и человека. Подбирались необходимые атрибуты, шилось красивое платье для модели, но самое главное – поиск композиционного решения – осуществлялся ещё и при помощи фотоэтюдов, которые с этого момента стали неотъемлемой частью художественного процесса, непременным подготовительным этапом, прототипами, основой для большинства мусатовских произведений.

На первых костюмированных снимках – сестра Елена, переодетая в пышное светлое платье «а-ля Ватто», чьим творчеством Мусатов был страстно увлечён. Девушка прилежно позировала на фоне густых зарослей зелёного винограда. На другом снимке, на это раз в домашнем интерьере, фотограф ещё раз зафиксировал удачно найденный поворот головы и корпуса модели.

Позднее о создании автопортрета в своих воспоминаниях Елена Мусатова напишет: «Писал его в жаркие, июльские дни после двух часов дня. От жары спасал меня простой веер, который изображен на картине. Брат любил из цветов – розы, которых в нашем саду, к сожалению, не было, ему приходилось покупать ежедневно к моменту своей работы. На «портрете» розы изображены на белом мраморе небольшого стола. Позировала я в белом платье в виде кринолина, которое шилось дома».

Необычна и композиция картины «Автопортрет с сестрой». Главной героиней этого произведения выступает сестра Елена. Фигура самого художника, обрезанная краем холста, наполняет тем самым всю работу внутренним движением, для зрительского восприятия как бы ускользает от восприятия. Этот приём «эффект фотографии» художник будет использовать и совершенствовать и в дальнейшем. Работа над картиной велась в его «зелёной мастерской» – во дворе дома семьи Мусатовых. Однако художник, увлечённый работой, не замечал, что его первая картина получается двойственной и по замыслу, и по художественным приёмам. Сосуществуя рядом, на холсте присутствуют как пленэрная живопись, предметность так и декоративность, стилизованность, условность. Художник – реалист старался передать портретное сходство, а художник – мечтатель стремился передать свой особый поэтичный мир.

Вот как об этом писал сам Виктор Эльпидифорович: «… портрет … я написал экспромтом. Виноваты эти проклятые краски темпера. Виноваты Тинторетто и Веронезе. И виноваты костюмы той эпохи, которые я никак не могу достать для себя. Я её люблю, но я её не знаю, и потому меня мучит, что никак не могу выразить всю её красоту. И ещё, кроме сестры, не могу достать другой натуры. Ты знаешь, это ужасно раздражает. И потому я решил написать просто портрет этой моей единственной натурщицы вместе с собой… Она мне позирует, я её пишу. Тут не важен стиль, нужна красота. Это, знаешь ли, просто чек с моей подписью. Но вот в том-то и беда, что подпись-то моя и не удалась. Вышло как бы не подпись. А клеймо. Писал себя в чёрном, на воздухе, когда уже всё было почти кончено. Ну, связать-то и не удалось. Вышло тяжело, черно и грустно…»

Но, не смотря на то, что сам автор не был доволен результатом, «Автопортрет с сестрой» стал значимым произведением в творчестве мастера. В нём впервые осуществилась попытка поиска собственного декоративно-монументального художественного стиля. Впервые рождается образ «мусатовской девушки» почти всегда задумчивый, грустный и даже печальный, но вместе с тем чистый, целомудренный, и душевный.

«Автопортрет с сестрой». 1898. Холст, масло. 143х177. Картина поступила в музей в 1909 г. от Александра Николаевича Веретенникова (1871 - после 1927), петербургского архитектора.

#БорисовМусатов150
#BorisovMusatov150


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры