«Вдохновлённые мусатовской музой». Рабочая командировка в Санкт-Петербург

16.03.2020
Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации

При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея

«Память – это форма воплощения вечности и преодоления времени»

Лихачёв Д. С.

В последнюю неделю февраля 2020 года состоялась рабочая командировка в Санкт-Петербург в рамках реализации социокультурного проекта «Вдохновлённые мусатовской музой. Эстафета поколений, сохраняющих память о художнике В.Э. Борисове-Мусатове». Её задачей была работа в Отделе рукописей ГРМ и семейном архиве на завершающем этапе подготовки запланированного издания книги-альбома «Венок Борисову-Мусатову».

В эти дни в неожиданно ясном, голубом небе Санкт-Петербурга чувствовалось раннее дыхание весны. Погода позволила осуществить давнее намерение – почтить память Владимира Константиновича Станюковича (1874-1939) – русского офицера, литератора, историка искусств, музейного деятеля, близкого друга и первого биографа В.Э. Борисова-Мусатова.

В своё время исследовательская нить привела меня к личному знакомству с внучкой Владимира Константиновича – Еленой Кирилловной Станюкович и её дочерью Екатериной Юрьевной Станюкович-Денисовой. Искусствоведы, музейные работники и большие труженики не только внесли немалую лепту в сохранение памяти о выдающемся предке, но, по словам Елены Кирилловны: «Много лет <…> «переживали» восстановление художественной жизни своего города и составляли из пережитого Владимиром Константиновичем цельную картину, работая в библиотеках и архивах. Это не только наш случай, наша семейная история — таких в Петербурге немало» («Адреса Петербурга». 2012. №47/53).

Владимир Константинович, не смотря на православное вероисповедание, похоронен на Волковском лютеранском кладбище – так сложились обстоятельства того жёсткого предвоенного времени. Моим спутником, рассказчиком в трёхчасовой прогулке по историческому кладбищу Санкт-Петербурга была Екатерина Юрьевна. Совсем недавно отмечалась годовщина снятия блокады Ленинграда, 22 февраля по православной традиции прошла Вселенская родительская суббота, эти и другие события, задавали тон нашей беседе. Екатерина Юрьевна также познакомила меня с православной частью Волковского кладбища, где состоялась и символическая встреча. В 1802 году здесь был похоронен писатель, философ А.Н. Радищев, имя которого с открытия в 1885 года носит Саратовский художественный музей, основанный его внуком художником А.П. Боголюбовым. Здесь же находится и участок, получивший название «Литераторские мостки» – место упокоения писателей, деятелей науки и искусства, многих выдающихся личностей, дорогих русской культуре и среди них – художник К.С. Петров-Водкин, родившийся в Саратовском крае.

Следующие командировочные дни были посвящены работе в Отделе рукописей Государственного Русского музея, где хранится бесценный архив материалов о жизни и творчестве В.Э. Борисова-Мусатова. В своё время он был бережно собран В.К. Станюковичем, подробно прокомментирован и в 1921 году передан в музей.

В литературном наследии В.К. Станюковича мы несколько раз встречаемся с В.Э. Борисова-Мусатова. В 1906 году Владимир Константинович издал монографию о художнике, которая была непосредственным и очень эмоциональным откликом на потерю близкого друга, скончавшегося осенью 1905 года.

Спустя время Станюкович принялся за создание второй книги, основательно изучил эпистолярное наследие Мусатова и по нему воссоздал многие реалии его жизни. К изданию второй версии монографии о В.Э. Борисове-Мусатове Владимир Константинович стремился не один десяток лет, но этого не произошло по стечению многих обстоятельств. Нет ни одного современного исследователя мусатовского творчества, который бы не обращался к этому документу как к первоисточнику. Однако сам текст, обладающий собственными художественными достоинствами, давным-давно заслужил самостоятельной публикации, подготовка которой ведётся в данный момент.

Машинописные тексты с авторскими правками, датируемые 1930 годом, хранятся в Радищевском музее и, конечно же – в архиве Русского музея. Работа в отделе рукописей Государственного Русского музея позволила сравнить тексты существующих экземпляров, в большей степени понять авторский замысел, внести необходимые уточнения в научный комментарий готовящейся публикации. В архиве удалось познакомиться с другими важными документами, расширяющими представление о В.К. Станюковиче как искусствоведе и писателе. К примеру, В.К. Станюкович создал беллетризованный образ друга-художника, выведенный под именем Виктора Александровича Сатова в рассказе «Зимой», опубликованном в 1918 году («Ежемесячный журнал: (журнал для всех)», Петроград. 1918, №2-3), но пока известный нам только по рукописи, хранящейся в архиве. В тяжёлые годы Гражданской войны и революции автор вернулся в далёкое прошлое и, взяв за основу реальный эпизод из жизни Борисова-Мусатова, облёк его в художественную форму, оставив для нас описание саратовских реалий, свидетелем которых он был: «Вчера ещё в окна глядели тонкие веточки вишен, и виден был весь садик, занесённый снегом, мерзнущие кусты сирени, тополя и крыша …сарая» ˂…˃ «В углу боком стояла картина. Тихая девушка замерла на берегу водоёма, отразившего деревья и ясное небо».

Новыми впечатлениями от истории Санкт-Петербурга, встречей с архивными документами завершилась рабочая поездка в северную столицу. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений