Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира». «Девушка на балконе» из собрания Радищевского музея

11.02.2020
Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации

При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея

«Девушка на балконе». 1900 (?) – этюдное произведение В.Э. Борисова-Мусатова. Вероятно, из-за того, что художник не завершил свою работу над картиной, он ни разу не включал её в состав выставок с участием его произведений. Публика познакомилась с «Девушкой на балконе» уже на нескольких посмертных выставках художника, состоявшихся в 1907-1910 годах в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове и Одессе. Видимо, в это время картина попала в частную коллекцию некоего «N.N. из Одессы», о чём о чём мы узнаём из списка произведений художника, составленным искусствоведом Николаем Николаевичем Врангелем к своей книге «Борисов-Мусатов», дважды выпущенной в серии иллюстрированных монографий «Современное искусство» в 1910 и 1916 годах в Санкт-Петербурге (Петрограде).

О том, как картина попала в музейное собрание, рассказал искусствовед, сотрудник отдела русского искусства Ефим Исаакович Водонос. Его статья впервые была опубликована в саратовской газете «Земское обозрение» 30 июня 1995 года.

ИСТОРИЯ «ДЕВУШКИ НА БАЛКОНЕ»

Давно было замечено: "Там, где есть хороший местный музей, как-то незаметно складывается и свой местный художественный кружок, выдвигающий иногда художников первоклассного всероссийского значения. Таких художников дал России Саратов, обладающий прекрасным Радищевским музеем". Так писал летом 1918 года Игорь Грабарь, известный живописец, художественный критик, историк искусства, реставратор и музейный деятель, на страницах сборника "Кооперация и искусство", изданного в Москве в начале 1919 года.

В этом сборнике, вышедшем под эгидой Комитета по охране художественных сокровищ при Совете Всероссийских кооперативных съездов, выступили со своими статьями крупнейшие искусствоведы и художественные критики: Н. Романов, П. Эттингер, А. Чаянов, А. Эфрос. Момент был достаточно тревожным: памятникам культуры при начавшемся хаотическом их перераспределении угрожало немало опасностей. И так понятен пафос тревожной статьи Грабаря "Очнитесь, граждане", которая завершалась призывом: "Собирайте, свозите, охраняйте священное всенародное достояние, устраивайте свои волостные и сельские хранилища-музеи на благо себе, потомству и всей России".

Судя по всему, Комитет по охране художественных сокровищ не присоединился к модному тогда лозунгу "Грабь награбленное!". Видя в пополнении провинциальных музеев произведениями искусства "дело исключительной важности", кооператоры приобретали их на средства специального фонда, созданного "отчислениями отдельных кооперативных обществ". А их закупочной комиссией руководил человек обширнейших знаний и безупречного вкуса, искусствовед и писатель Павел Павлович Муратов.

Несколько произведений зарубежного и русского искусства было передано Комитетом Саратовскому художественному музею. И среди них "Девушка на балконе" В. Э. Борисова-Мусатова.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905) — уроженец нашего города. Когда здесь распахнул свои двери Радищевский музей, ему было 15 лет. Трудно переоценить значение тогдашней музейной коллекции в творческом становлении блистательного живописца, которого справедливо считают родоначальником саратовской школы художников. Но тогдашнее руководство музея не слишком торопилось с признанием его творческих достижений. При жизни художника в музей не попало ни одно из его произведений.

Первая картина Борисова-Мусатова — "Осенний мотив" — поступила в музей лишь в 1910 году как дар вдовы художника. Через два года его сестра предложила музею приобрести три этюда к незавершенной картине "Жатва", материал к которой он собирал в окрестностях Саратова. Это предложение вызвало разногласия внутри педагогического комитета Боголюбовского рисовального училища и Радищевского музея, ведавшего тогда собирательской деятельностью. Но по счастью, все три этюда остались в музее.

Таким образом, "Девушка на балконе", именовавшаяся тогда этюдом "На террасе", стала пятым произведением Борисова-Мусатова в коллекции Радищевского музея. Посылая этот этюд, Комитет по охране художественных сокровищ просил экспонировать его с подписью: "Народу русскому на благое просвещение — Русская кооперация". Трудно сказать, исполнялось ли когда-либо это пожелание, но работа эта прочно обосновалась в постоянной экспозиции, покидая её только ради участия в престижных столичных или зарубежных выставках.

В сборнике "Кооперация и искусство" безымянный автор дал лаконичную характеристику этого произведения: "Начало XX века отмечено значительным расцветом русской живописи. Появляется ряд мастеров, подаривших нашему искусству длинный ряд превосходных творений. Среди тех, кто особенно выделился в эти годы, значится и имя почившего уже Борисова-Мусатова. При всей своей незаконченности, этот мусатовский этюд пленяет обычными чарами таланта этого безвременно от нас ушедшего мастера. Прелестна благородная и своеобразная гамма красок холста с ярко освещённой верхушкой дерева на фоне, и тихой музыкальностью веет от замечтавшейся на террасе девушки. Судя по импрессионистической трактовке дерева, этюд, вероятно, был написан в ближайшие годы по возвращении Мусатова из Парижа, то есть в самом начале текущего столетия. "На террасе" предназначена для Радищевского музея в Саратове как дань городу, где родился и жил Мусатов".

Автор обозначил главное: сочетание в этюде натурного и поэтически-условного, подспудный декоративизм цвета при видимой импрессионистичности пейзажного фона. Не случайно при взгляде на этот холст вспоминается цветаевское: "День без страсти и без дум. Старинный и весенний..." Ибо сама среда здесь метафоризируется: вневременная "старинность" отрешённо-мечтательной девушки в кринолине и живая конкретика солнечного весеннего дня не спорят между собой. Непосредственность пейзажного видения и ретроспективная "мелодия грусти старинной", столь любимая художником, органически сливаются в его полотне, рождая совершенно особую мусатовскую стилистику, которую не спутаешь ни с чьей.

"В его лиризме исчезает всё временное и местное, и поэзия жизненного уклада сменяется чистейшей и тончайшей поэзией душевной жизни", — писал о творческом методе Борисова-Мусатова необычайно высоко оценивший его наследие П. П. Муратов. Действительно, поэтические и скорее даже музыкальные внушения Борисова-Мусатова не терпят "досказанности", топографической или иконографической расшифровки. Это мало что прибавляет к "гипнотизирующему очарованию" (И. Грабарь) мусатовской живописи. Поиски действительных усадебно-парковых ансамблей или реальных прототипов его персонажей важны скорее биографу, нежели зрителю. Ибо, преображённые его творческой волей, они обретают черты "условно-реальной" усадебности или характерно мусатовской девушки, кочующих из картины в картину.

Скорее, художника заботила созвучность фигур и пейзажного фона. Не случайно своей внеиндивидуальностью они вызывают у некоторых исследователей "представление об "оживших" парковых скульптурах". Одевая их в старинные платья, художник, воскрешая забытое былое, заботится также и об их естественной "вписанности" в пейзаж: "Женщина в кринолине менее чувственна, более женственна и похожа на кусты и деревья", — говорил он своему саратовскому приятелю виолончелисту М. Е. Букинику. Самое главное в картинах Мусатова то, что высвечивается как бы помимо их живописного сюжета, та зримая музыка, которая не поддаётся словесному определению.

Ефим Водонос

#БорисовМусатов150

#BorisovMusatov150


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"