Портрет молодой женщины. Цикл: «Мода в искусстве от античности до модерна»
Автор: | Щетина Мария Викторовна |
Причудливый наряд молодой дамы, изображённой популярным во второй половине XIX века французским скульптором Полем Дюбуа, сродни театральному костюму, в котором перемешаны элементы одежды различных стилей и эпох.
Шляпа с округлой мягкой формы тульей и широкими полями, украшенная пышным плюмажем и бантом похожа одновременно на «рубенсовские» и на шляпы, в которых прогуливаются в парках английские дамы на портретах кисти английского художника второй половины XVIII века Томаса Гейнсборо.
Шляпа надета на маленькую шапочку. Начиная со Средневековья и до середины XIX века под шляпу или берет дамы нередко надевали чепец, чтобы сохранить причёску, а также защитить от загрязнения саму шляпу.
Однако этот «чепец», судя по его форме и размеру, а также массивному украшению, похожему на сильно сдвинутую на затылок фероньерку, явно лишён практического назначения.
Способ ношения головного убора в целом напоминает манеру немецких модников и модниц XVI столетия: береты и шляпы закрепляли сбоку, волосы под ними женщины убирали в тугие плетёные сеточки, а мужчины – в чепцы, украшенные вышивкой.
На плечи юной красавицы наброшена короткая распашная пелеринка с высоким веерообразным воротником «а ля Медичи». Его название связывают с именем французской королевы XVI века Екатерины Медичи, матери Маргариты Наварской, а также трёх последних королей династии Валуа: Франциска II, Карла IX и Генриха III. Но наибольшую славу воротник подобной формы приобрёл благодаря другой французской королеве из рода Медичи – Марии, второй жены Генриха IV, матери Людовика XIII.
Скреплённые встречные складки на лифе платья говорит о подражании пышным модам XVI столетия.
Пышным модам того же времени вторит и массивное ожерелье юной красавицы.
Однако надето оно не на платье, а поверх пелеринки, что больше похоже на способ ношения старинных рыцарских орденов, например – ордена Золотого Руна.
Проще всего предположить, что перед нами дама в маскарадном или театральном костюме. И маскарадные балы и любительские спектакли были очень популярны в XIX веке. Но, судя по портретной живописи последней трети XIX столетия, такие костюмы, перегруженные элементами костюмов разных эпох, плохо согласующихся друг с другом, встречались довольно часто.
Со второй четверти XIX века и до конца столетия направление моды во многом определялось литературой и театром , и именно на этих видах искусства сосредотачивались интересы великосветских дам.
Нравы испанского двора времён Карла I и Филиппа II, интриги и козни Екатерины Медичи, намерения кардинала Ришелье и заговоры роялистов в изложении Проспера Мериме, Виктора Гюго, Александра Дюма-отца, Вальтера Скотта, Оноре Бальзака делали события тех далёких лет яркими, увлекательными, и, что не менее важно – ясными и понятными. Популярные романы и пьесы формировали вкусы своих читателей (главное – читательниц!).
Наряд незнакомки, представленной Полем Дюбуа, служит прекрасным отображением её литературных и театральных предпочтений.