Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Помпейский (?) мастер начала I в. н.э. Торжество Вакха. Цикл: «Мода в искусстве от античности до модерна»

17.07.2019
Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Помпейский (?) мастер начала I в. н.э.  Торжество Вакха.  Фреска (живопись на штукатурном грунте, по-сырому). 24,5х26,5

Подлиннось фрагмента стенной росписи и принадлежность его началу I века нашей эры доказана с помощью физико-химически исследований. Квадратный вырез стенной штукатурки, расписанный древним художником, был отделён от родной стены, когда собирать фрагменты античных росписей стало модно. В результате, фрагмент оказался в собрании Орловых-Котляревских, в их имении Отрада Балашовского уезда Саратовской губернии. Оттуда в 1927 году он был привезён в музей экспедицией краеведов Александра и Виктора Леонтьевых. Таким образом, частичка давно ушедшей и мало понятной нам эпохи стала доступной для нашего созерцания.

На фреске изображено жилище времён Римской империи. Тканые портьеры вместо перегородок разделяют достаточно просторный интерьер. Изображённые персонажи связаны общим действием. Его смысл становится понятным благодаря центральной фигуре, превосходящей остальных своим ростом. Таким образом в древности выражали отличие бессмертных богов и земных владык от простых людей.

В главном персонаже узнаётся Вакх, бог виноградарства и виноделия. Об этом говорит его постоянный атрибут, тирс, увенчанный сосновой шишкой, считавшейся в древности символом плодородия. Каждый год в пору созревания молодого вина в честь Вакха устраивалось ритуальное действо. Жрицами были преимущественно женщины, этим, по-видимому, объясняется женственный облик самого бога.

На нём светлый хитон. Плащ из более плотной ткани, видимо, упал с плеч и теперь поддерживается свободной рукой. Может быть, художник таким образом выразил порывистый характер жеста, означающего призыв к началу вакханалии.

К Вакху прислушивается Ариадна, его супруга. В унисон зазвучала дудка в руках вакханки. Оживление читается в жестах девушек, стоящих в глубине, у входа...

Общее предвкушение вакхического празднества не поддерживает только женщина в строгом одеянии, с покрытой головой, сидящая справа. Нам кажется, это матрона, служительница культа Минервы, покровительницы домашнего труда, целомудрия, воздержания.

Фреска даёт возможность увидеть подлинный облик людей эпохи античности.

Их одежда сконструирована из прямоугольных кусков ткани, не сшитых, а скреплённых застёжками на плечах и поясом на талии. Одежды окрашены в разные цвета: жёлтый, зелёный, розовый... В древнем Риме существовал целый набор красителей для тканей. Краски помогают передать радостное возбуждение ожидания торжества.

Предметы бытовой обстановки дополняют картину: тканые портьеры, разделяющие пространство интерьера, низкое ложе Ариадны, круглый столик, по всей видимости, выточенный из камня. На нём – чашки для питья. Возможно, только что состоялась трапеза. Гнутые ножки стола напоминают ноги Сатира, мифического существа, рогатого и козлоногого, постоянного участника вакханалий. На полу, у ног матроны – медный тазик и сосуд для воды, похожий на ведёрко. Вероятно, они являются знаками домашней опрятности и чистоты и связаны с образом матроны. Фреска даёт уникальную возможность заглянуть в мир, отделённый от нас двумя тысячелетиями.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры