Портрет Марии Антуанетты. Цикл: «Мода двух тысячелетий в произведениях искусства: от античности до модерна»

26.06.2019

Стройная и изящная, пленительная и кокетливая девятнадцатилетняя Мария Антуанетта, с первого часа восшествия на престол в 1774 году, становится не только королевой Франции, но и законодательницей моды и господствующего вкуса. Ею восхищались придворные и иностранные дипломаты, называя Марию Антуанетту не иначе, как «олицетворением красоты», «богиней грации и вкуса». В стремлении запечатлеть образ королевы в поэзии, живописи, скульптуре соперничали самые знаменитые и искусные мастера последней трети XVIII века.

В 1783 году портрет Марии Антуанетты из мрамора безупречно-белого цвета исполнил скульптор Феликс Леконт.

Королеве исполнилось 28 лет. У неё было уже двое детей: дочь Мария Тереза Шарлотта, носившая титул Madame Royale и сын Людовик Жозеф Ксавье Франсуа. По словам художницы Элизабет Виже-Лебрен, «Мария-Антуанетта находилась тогда в расцвете красоты: высокая, удивительно хорошо сложённая. У неё была лучшая во всей Франции походка и величественно поднятая голова, что сразу выделяло её среди придворных, ничуть не умаляя выражения доброты и благожелательности на лице».

Созданный Леконтом портрет полностью созвучен этим словам. Скульптор сумел удачно соединить элементы парадного портрета, не позволяющие забыть, что перед нами королева и в то же время избежать так нелюбимой Марией Антуанеттой холодной строгости этикета Версальского дворца. Горделивая осанка, мантия, подбитая горностаем и расшитая королевскими лилиями, медальон с профильным портретом её супруга – короля Людовика XVI, сочетаются с подчёркнуто простым свободным платьем, которое, кажется, вот-вот соскользнёт с плеча. Изящную причёску украшают не корона, а небольшой букет цветов.

Портрет очень понравился и самой Марии Антуанетте и её придворным. Многие из них пожелали заказать такой же для себя. Для повторения был выбран бисквит – так называется непокрытый глазурью фарфор. Материал был выбран не случайно. С матовой белизной бисквита современники сравнивали кожу Марии Антуанетты. Как записала в своих воспоминаниях Э. Виже-Лебрен, не устававшая восхищаться королевой: «...я никогда не видела такой светящейся и прозрачной кожи, на которую даже не ложились тени, и мне никак не удавалось передать это, как того хотелось бы: для сих слишком тонких оттенков просто недоставало красок». Не нужно забывать и то, что в XVIII веке фарфор считался одним из самых драгоценных материалов, который нередко называли «белое золото».


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений